ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

являются: субъект и объект речевой деятельности, коммуникативно­ прагматическая компетенция, контекст. Рассмотрим эти составляющие. А) Субъект речевой деятельности. Сюда включаютс коммуникативно-прагматические цели говорящего, его представления о собственном общественном положении (кто я таков, чтобы ему это говорить?), представление адресанта об адресате (кто он таков, что я ему это говорю?). Всё это включается в понятие прагматической пресуппозиции, то есть оценки говорящим общего фонда знаний, конкретной информированности, интересов, мнений, взглядов, психологических состояний, особенностей характера, способности понимания адресата. Б) Коммуникативно-прагматическая компетенция, корпус языковых средств, которые участники могут употреблять, прагматический расчёт и намерения. Коммуникативно-прагматическую компетенцию составляют: 1) знание словаря и системы грамматических правил употребления единиц; 2) знание и соблюдение правил общения; 3) умение ориентироваться в ситуации общения. Сюда входит способность учитывать уровень энциклопедических и языковых знаний адресата, стремление избегать коммуникативных неудач; 4) знание стилевых, локальных (сфера употребления), жанровых ограничений единиц; 5) знание основных способов включения прагматических единиц в речь; 6) знание коммуникативных постулатов. Они определены П. Грайсом. Сюда включаются: а) постулат информативности (твоё высказывание должно быть достаточно информативно; оно не должно содержать лишней информации); б) постулат истинности (говори правду, не говори того, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований); в) постулат релевантности (говори то, что в данный момент имеет отношение к делу); г) постулат ясности выражения (избегай неясных выражений; будь краток; будь упорядочен). Коммуникативные постулаты вытекают из принципа кооперации, суть которого в том, что участники речевой коммуникации в нормальных условиях имеют общей целью достижение взаимопонимания. Выбор субъектом тех или иных языковых средств и способов их включения в высказывание связан с коммуникативными установками 44

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=