ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

мастыо и осуждены Синедрионом. Согласно закону, согласно обычаю, одного из этих двух преступников нужно будет отпустить на свободу в честь наступающего сегодня великого праздника пасхи. Итак, прокуратор желает знать, кого из <)вух преступников намерен освободить Синедрион: Вар- раввана или Га-Иоцри ? Кайфа склонил голову в знак того, что вопрос ему ясен, и ответил: - ( 'инедрион просит отпустить Вар-раввана. Прокуратор хорошо знал, что именно так ему ответит первосвященник, но задача его заключалась « том, чтобы показать, что такой otneem вызывает его изумление. Пилат это и сделал с большим искусством. Брови на надменном лиие поднялись, прокуратор прямо « мшза поглядел первосвященнику с изуммцием. . Признаюсь, этот ответ меня удивил. - мягко заговори.я прокуратор, - боюсь . нет ли здесь чидоразу.мепия. Цилат объясни ия. Римская власть ничуть не покушается на права духовной местной власти, пг.рвосвяшеннику это хороик) известно, но в данном случае налиио явная ошибка. И в исправлении этой /. шцпк-и римская власть, конечно, заинтересована. В самом деле: преступления Вар-раввана и Га-Ноцри совершенно не сравнимы по тяжестм,Если ктогюи. явно сумасшедший человек, повинен в произнесении нелепых речей, смущавших народ в Цршалаиме и других некоторых местах, то первый отягощён гораздо значительнее. М аю того что он позволял себе прямые призывы к мяте жу, но он ещё убил стража при попытках брать его, Нар-равван гораздо опаснее . нежели Га-Ионри. В сипу всего изло женного прокуратор просит первосвященника пересмотреть решение и оставить на свободе того из двхгк осуждённых, кто менее вреден, а таким, без сомнения, является Га-Иоцри. Итак? Кайфа прямо в глаза посмотрел Пилату и сказал тихим, но твёрдым голосом, что Синедрион внимательно ознакомился с делом и вторично сообщает, что намерен освободить Вар-раввана. -Как? Лаж-е после моего ходатайства? Ходатайства того, в лиие которого говорит римская власть? Первосвященник, повтори в третий раз. - И в третий раз мы сообщаем, что освобож даем Вар-раввана, - тихо сказал Кайфа. (Средства эмпатии подчёркнуты нами - Г. Т.) Приглашение Пилата вести разговор в приятной обстановке, выбор греческого языка, деланное удивление Пилата, заинтересованность якобы устранить ошибку, сопоставление преступлений Вар-раввана и Га-Ноцри по тяжести, подкрепление своего ходатайства авторитетом римской власти представляют собой эмпатию. Переход от известного Пилату решения к попытке его изменения, от менее весомых аргументов к более весомым отражает организацию высказывания. Коммуникативно-прагматическая деятельность отличается от других видов человеческой деятельности динамизмом и непрерывной пульсацией. Она участвует в организации других видов деятельности. Знание данной модели является весьма важным при составлении документов свободных жанров. Вторая модель получила название информационной. Она опирается на социологические и психосоциальные теории коммуникации. Её можно выразить формулой: «адресант - сообщение - адресат». Эта модель вводит в схему учасгников речи, её референт. Что это значит? В центре этой модели лежит понятие коммуникативно-прагматической ситуации, ситуации речевого общения. Составляющими этой ситуации 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=