ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

б) инвенционного типа (сообщение себе с целью получения прироста информации). Например, прочтение просмотр дайджеста с целью внесения новой информации. Различие этих коммуникативных моделей состоит в том, что в системе «Я - ОН» информация перемещается в пространстве, а в системе «Я - Я» - во времени. 1) Обе системы сосуществуют, составляя единый механизм коммуникации и подтверждая правило, согласно которому минимум работающей семиотической организации составляют 2 разнопостроенные и соотнесённые структуры. В теории коммуникации речь понимается как акт, поступок. Говорить - это не столько обмениваться информацией, сколько воздействовать на слушателя, менять его систему убеждений и поведение. В настоящее время речевое поведение изучается по одной из двух моделей. Рассмотрим их. Эта модель называется ещё реактивной. Она - опирается на психофизические и психологические теории поведения. Её можно выразить формулой: «стимул - ответ». Это наиболее распространённая модель. Составляющие этой модели - реплики диалога. Позиция производителя речи и адресата исключается, не рассматриваются правила, нормы общения, установленные между людьми. В рамках данной модели хорошо разработано понятие коммуникативно-прагматической деятельности, или речи. Коммуникативно-прагматическая деятельность состоит из отдельных актов, или действий. Коммуникативно-прагматический акт ограничен временем, имеет качественную определённость и цель. Цель коммуникативно-прагматического акта - это идеальный проект, мысленное предвосхищение результата. Цели предполагают: 1) эмпатию, то есть введение в фокус интереса одного из тех лиц, с которыми говорящий ведёт речь; 2) организацию высказывания в соответствии с тем, чему придаётся большее значение. Вспомним разговор героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтия Пилата и священника Каифы. Прокуратор начал с того, что пригласил первосвященника на балкон, с тем чтобы укрыться'от безжалостного зноя, но Кайфа вежливо извинился и объяснил, что сделать ртого не может. Пилат накинул капюшон на свою лысеющую голову и начал разговор. Разговор этот шёл по-гречески. Пмлат сказал, что он разобрал дело Иещуа I'a-Houpu u vmeepdwi смертный приговор. Таким образом, к смертной казни, которая должна совершиться сегодня, приговорены трое разбойников: Дисмас, Гестас, Вар-раеап и кроме того, этот Heuiva Га-Иоири. Первые двое, вздумавшие подбивать народ на бунт против кесаря, взяты с боем римскою властью, числятся за прокуратором, и, следовательно, о них здесь речь идти не будет. Последние же, Вар-раван и Га-Ноцри, схвачены местной 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=