ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

зрения их значения и формы); - убедительность (достигается логичностью и точностью выражения содержания); - любезность (соблюдение этических норм в речи документа); - грамотность (речевая: лексическая, стилистическая, пунктуационная и ДР-)- Невыполнение требований официально-делового стиля речи, с одной стороны, затрудняет работу с документами, а с другой - лишает или снижает их юридическую и практическую значимость. Только в трёх случаях при опросе компонентом культуры делового документа были названы его эстетические характеристики: - применение «читаемого» шрифта; - разбиение текста на абзацы; - увеличение межсгрочного интервала для лучшего восприятия; - выделение ключевых слов (насыщенностью шри подчеркиванием, применением цветного шрифта и др.). Таким образом, понятию «культура» в делопроизводстве на практике присваивается значение грамотности: нормативной, речевой. Эстетическое направление у опрошенных практически не ассоциируется с этим понятием. Вместе с тем, следует заметить, что эстетическое проявление делового документа отвечает за фактор комфортности визуального восприятия документа человеком, и развитие этого свойства способствует включению документа в коммуникацию, повышает культуру его оформления. Эстетику делового документа можно представить пластами. Первое знакомство субъекта с документом происходит на физиологическом уровне через зрительное восприятие. На этом уровне решающее значение имеют цвет, размер документа, его общие физические характеристики, посылающие сигнал воспринимающей стороне. Зрительный образ формируется в сознании субъекта путём отражения формы документа, складывается первое общее оценочное впечатление о документе. Второй эстетический уровень можно назвать композиционным. Так как документ - объект создаваемый, требующий не только регулятивных знаний составления, но и в некоторой степени творческих, должна присутствовать логика его формуляра, логика выбора его оформления (выбора цвета, размера, гарнитуры шрифта, выбора размера интервалов, полей, отступов и т.д.), который необходимо ориентировать на психологию субъекта - на свойства зрительного восприятия. На этом уровне полученный зрительный образ уточняется, происходит его оценка субъектом. Здесь может оцениваться комфортность восприятия документа, а также делаются первые выводы об адресанте. Из сказанного выше следует, что эстетическое свойство делового документа, наряду с нормативным и речевым, является необходимым составляющим культуры оформления делового документа. Совокупность этих свойств придаёт деловому документу гармоничность, целостность, делает его адекватным участником коммуникативного процесса. Такой 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=