ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

Все эти постановления, касающиеся комитетов по разбору нищенствующих, представлялись в высшей степени значительными.- Очевидно, что как только возникало серьезное желание принять решительные меры против нищенства и бедности, так неизбежно приходилось обращаться к содействию общественных сил. Несомненно, составляющую основу правильно поставленного призрения бедных не поколебали этого принципа. На нем было построено в значительной мере и первоначальное законодательство о приказах общественного призрения. С течением времени оно отклонилось от основных принципов и усилением регламентации дела и бюрократизма, низвело приказы до обычных чиновничьих канцелярий и присутствий. Поэтому когда выяснилась необходимость осуществления новых форм борьбы с нищетой и нищенством, то очевидно было признано невозможным поручить их приказам, пошедшим уже по иному пути. Потребовались для новых форм и новые учреждения, вылившиеся в виде комитетов. В них воскресла в некоторой мере старая организация приказов, сделавшая даже в смысле общественного управления, шаг вперед. В комитетах пытались также осуществить и индивидуализацию призрения. Но, как и следовало ожидать, по духу того времени, до конца дело не довели. Организациям общественного характера все-таки не доверяли, а потому и у комитетов, прежде чем они ус пели начать свое дело, «подрезали крылья». Выразилось это раньше всего в ничтожности средств, предоставленных комитетов. Они состояли из пожертвований частных лиц, которые разумеется, не могли быть велики в ту суровую эпоху высшего расцвета крепостного права, из кружечного сбора, из ежегодного ассигнования по 25000 рублей ассигнациями от адрес-конторы и городской думы и наконец, из пособия, выдавшегося в размере 7500 рублей ежегодно до 1847 года, из средств Человеколюбивого Общества. При таких ничтожных средствах деятельность комитетов, разумеется, не могла быть велика. А так как сама организация их была незаконченной и в свою очередь быстро склонялась к канцелярскому производству дел, то и порученное им дело не получило развития. Комитеты по разбору нищенствующих в действительности не заменили приказов общественного призрения и не обновили их строя. С введением де земских учреждений, общественный элемент в них не мог уже не показаться совершенно ничтожным. В 1885г. Комитет Министров признал, что положение комитетов по разбору нищенствующих не соответствует современному порядку вещей, вследствие чего Московский комитет был упразднен и дела его в Москве целиком перешли в городскую думу. Судьба Петербургского комитета была предрешена в том же смысле, но тем не менее он продолжал существовать на прежних основаниях. Таким образом, к середине XIX века появились новые структуры общественного призрения - комитеты и попечительства для разбора и призрения нищих. Эти учреждения были обеспечены законодательными сектами и определены финансированием. Однако большее количество 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=