ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

19 марта 1855 года император Александр II, в память об отце Николае I приказал именовать Чесменскую богадельню Николаевской [История - государственной, общественной и частной благотворительности, 1901, Т.1, 254]. Таким образом, в начале XIX века было увеличено число приказов и расширены их финансовые возможности. В управлении приказами введен императорский контроль за финансовой дельностью, создана иерархия в управлении, появилась некоторая степень коллегиальности. Совершенствовались финансовые основы деятельности системы благотворительности и общественного призрения. Были выделены четыре разряда благотворительных учреждений приказов, что влияло на размеры финансирования учреждений. К середине XIX века возникают новые структуры общественного призрения: Попечительства при православных церквях, Временные Комитеты для разбора и призрения нищих и Попечительства о народной трезвости. Положение о Приходских Попечительствах при православных церквях было принято в 1864 году. Задачами создаваемых Попечительств декларировались как забота о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причета в хозяйственном отношении и об организации начального образования для детей, так и благотворительная деятельность в пределах прихода. Попечительства состояли из местных священнослужителей и церковных старост, являвшихся непременными членами, из членов из прихожан, избираемых их общим собранием на определенный срок; в сельских приходах в состав непременных членов обязательно должны были входить волостные старшины; Председатель Попечительства избирался общим собранием прихожан. Главные средства Попечительства базировались на добровольных пожертвованиях, что не исключало определенных сборов с прихожан, единовременных или постоянных по предложению Попечительства, при утверждении его общим собранием, обязательным после этого для исполнения всеми прихожанами. В создании таких Попечительств можно видеть попытку вернуться к уже знакомым нам традициям церковноприходской благотворительности на Руси, но на наиболее демократических началах, что явилось доказательством жизнеспособности и эффективности такой формы благотворения. Но относительная самостоятельность этих Попечительств определила их судьбу. Церковь, к тому времени впитавшая в себя отнюдь не лучшие традиции бюрократического государства и, как институт замкнутый, никогда не смирилась бы с существованием церковно-гражданских организаций, независящих от ее юрисдикции и имеющих самостоятельные финансы, не говоря уже о сложившейся зависимости самой церкви от гражданских институтов власти. Под влиянием идеи привлечения общественных сил к делу призрения неимущих возникло еще одно примечательное по своим функциям 11

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=