ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП.2

сельскохозяйственного труда, не как обрядовый объект, а как символ реального, материального. Следовательно, при интерпретации данного образа произошел переход от обрядово-мифологического толкования к толкованию, основанному на культурных коннотациях. В соннике «Миллион сновидений» 1901 года образ белки предвещает неприятности. Подобные толкования основаны на мифологических представлениях восточных славян, согласно которым белка является олицетворением тревоги, беспокойства. Юркий вертлявый зверек считался дурным вестником. В народных представлениях белка выступает как символ нечистой силы. В современных сонниках не учитывается мифологический аспект толкования образа. «Белка - очень хорошо, все невзгоды уйдут, наступит счастливый период в вашей жизни, наполненный тихими семейными радостями и приятным общением с близкими друзьями». Данное толкование отражает культурные коннотации образа белки: белка - символ запасливости, заботы о домашнем очаге. Следует отметить, что тенденция к игнорированию мифологического аспекта является общей для современных сонников и распространяется практически на все представленные в них толкования. Исключением можно считать те образы, культурные коннотации которых основаны на языческих верованиях. Подобные толкования косвенно отражают мифологические представления древних славян. В качестве примера можно привести толкование образа змеи. Как в сонниках конца XIX века, так и в современных сонниках змея является предвестником любых форм зла. Данное толкование основано на культурных коннотациях образа змеи, что подтверждено следующими идиомами: «змея подколодная» (о хитром, коварном, злобном человеке); «гад ползучий»; «выкормил змейку на свою шейку», «отогрел змею за пазухой» (о черной неблагодарности). В импликационал первичного значения слова «змея» входит коннотативная сема «коварная». Негативные культурные коннотации, присущие данному образу, изначально возникли на основе мифологических представлений славян. В восточнославянских мифах и легендах змеи тесно связаны с нечистой силой. Таким образом, славянские верования обусловили возникновение идиом, содержащих культурные коннотации образа змеи. Репрезентуя культурные коннотации, присущие различным образам, толкования сновидений являются неотъемлемой частью русской культуры. Литература Русская мифология. Энциклопедия. - М.: Эксмо; СПб.: Миргард, 2007. Миллион снов. Новый и полный сонник: Предсказание тнов, гадание на картах и пр. Распознавание будущего по рукам и по лицу человека. - Репринтное воспроизведение издания 1901 года. - М.: Совместное советско- канадское предприятие Книга - принтшоп, 1990. Смирнов, Т. Современный психоаналитический эзотерический сонник для сновидящих. - М.: Амрита - Русь, 2003. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=