ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 16

44 зависит от умения учителя заинтересовать учащегося, вызвать у него желание решить предложенную эвристическую задачу. Третий принцип метапредметных основ содержания образования связан с формированием универсальных учебных действий. Реализация данного принципа опирается на все уровни языковой личности. На вербально-семан- тическом уровне формируются когнитивные образцы основных интеллекту- альных операций, на коммуникативном ‒ навыки речевого общения: напри- мер, излагать свою точку зрения, опровергать мнение оппонента, вести дис- куссию и др., на тезаурусном – система ценностей, одной из которых является образование. Четвёртый принцип продуктивности обучения заключается в том, что ученик в процессе обучения постоянно обогащается новыми знаниями. Попол- нение лексикона, грамматикона, прагматикона, тезауруса языковой личности может осуществляться не только посредством освоения минимума образова- ния, но и путём приращений к основному материалу, расширяющих кругозор школьника. Пятый принцип первичности образовательной продукции учащегося за- ключается в том, траектория учебного процесса должна предполагать первич- ность знания, полученного ребёнком в процессе самостоятельного решения проблемы, а затем уже сопоставление полученного результата с сформирован- ными в обществе представлениями. Такая модель обучения стимулирует ко- гнитивные и творческие способности учеников. Например, предполагается, что учащийся самостоятельно работает со словарём, решает проблему выбора слов при построении высказывания, избирает жанр, адекватный типу инфор- мации, даёт оценку явлениям действительности. Шестой принцип ‒ ситуативности ‒ дополняет пятый. Эвристическое обучение предполагает создание образовательных ситуаций, в которых уча- щимся решаются поставленные задачи. Образовательная ситуация предпола- гает практикоориентированность, активизацию творческой активности. Седьмой принцип ‒ образовательной рефлексии ‒ заключается в оценке учеником полученных им знаний, осмыслении результатов их соотнесения с общепринятыми, осознании их в жизненном контексте. Этот принцип связан с тезаурусным уровнем языковой личности, а именно, с сформированными принципами, установками, стереотипами, системами ценностей. (Хуторской, Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследо- вания. http://eidos.ru/journal/1998/0707.htm) Эвристическое обучение будет эффективным, если в качестве объекта изучения учитель предлагает не готовые выводы, а реальные объекты. Таким образом, принципы эвристического обучения играют важную роль в формировании компетенций языковой личности: делают этот процесс осо- знанным, эффективным. Используемые технологии позволяют учителю одно- временно развивать все компетенции, связанные с владением языка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=