ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 16

24 Самыми важными предметами считались этикет и закон Божий, по- скольку представлялось, что будущая выпускница должна знать, как ей вести себя в обществе и уметь вести беседы о религии. Единственным человеком, который попытался внести изменения в про- грамму Смольного института, был Константин Дмитриевич Ушинский. Он ввёл в расписание точные науки: физику, химию и естествознание. Кроме того, по его распоряжению были уволены преподаватели, зарекомендовавшие себя как некомпетентные. Даже Елизавета Водовозова, на книгу которой мы опираемся, крайне положительно отзывалась об Ушинском и называла его «лучом света». Принимали в Смольный институт через сдачу экзаменов по русскому и французскому языку. Любопытно здесь то, что воспитанницы особого педа- гогического класса (их называли пепиньерками) могли проводить экзамен по некоторым предметам. В частности, Елизавета Николаевна упоминает, что та- кая девушка проводила для неё опрашивала её следующим образом – экзаме- новала по французскому языку и заставляла отвечать молитвы. Как говорилось ранее, книга, которой мы уделим свое внимание состоит из семи глав, каждая из которых разбирает определенный аспект жизни в Смольном институте девятнадцатого века. От принятия в институт до выхода из него при его окончании. Рассмотрим подробнее вторую главу, которая носит название «Жизнь институток». Она встречает нас таким эпиграфом: «Суровая дисциплина. – Хо- лод, голод и посты. Преждевременное вставание. Охлаждение к родителям. – Презрение к бедным родственникам…» Уже этой части достаточно, чтобы сделать вывод о том, какую жизнь вели воспитанницы в Смольном институте. Нельзя и представить, чтобы в совре- менных, даже самых закрытых учебных заведениях были подобные порядки. Однако в девятнадцатом веке в этом не видели ничего отрицательного, счита- лось, что так прививались порядок и дисциплина. В этой главе подробно описывается быт учениц, о том, насколько одно- образным он был. На балах, которые иногда проводились, нельзя было даже посмеяться или пошутить. Тем не менее, иногда быт институток преобра- жался, и девочек выводили в Таврический сад. Но и тогда их старались отде- лить от остальных людей, запрещая проход в данное место. Делая вывод о том, как личный дневник может помочь нам лучше понять эпоху в которой жил человек, на примере произведения разобранного выше мы видим, что в нём есть не только личные переживания, но и факты о повсе- дневной жизни в закрытом учебном заведении девятнадцатого века. Литература Водовозова Е. Н Дневники смолянки. Воспоминания об институте благо- родных девиц. Алгоритм, 2017. 288 с. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1990. Т. 1. 416 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=