ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 16

23 Рассматриваемый в данной статье документ является дневником Елиза- веты Николаевны Водовозовой, которая в своей книге «Дневники Смолянки. Воспоминания об институтских нравах» достаточно подробно описала то, как жили воспитанницы Смольного института во второй половине девятнадцатого века, поскольку сама Елизавета Николаевна закончила данное заведение в 1862 году. Почему эта книга может считаться личным дневником? Потому что в её аннотации есть такие строчки: «Посвящаю мои воспоминания мужу – товарищу и другу», то есть возможно это произведение не предназначалось для широкой публикации, а лишь для узкого круга или даже только для одного человека. Однако одновременно это и документ эпохи, поскольку описывает жизнь в определенном месте в конкретное время. Книга состоит из семи глав, каждая из них показывает какую-то сторону жизни в Смольном институте, естественно описание каждого момента и собы- тия не может быть полностью объективным, поскольку это личные воспоми- нания Елизаветы Водовозовой, однако из этих описаний складывается общая картина некоего «мира», в котором пребывали воспитанницы, естественно эпоха, во время которой они обучались тоже оставляет свой отпечаток. В самом начале автор рассказывает немного об истории Смольного ин- ститута, о том, как и кем он был заложен, какие реформы и когда в нём прово- дились, то есть если обобщить, проводит для читателей некий экскурс в жизнь этого знаменитого учебного заведения и дает нам исторически й контекст. По- скольку несмотря на то, что жизнь в таких заведениях как закрытые пансионы не сильно меняется со временем, эпоха всё равно накладывает некую «тень» на быт учеников, что может проявляться в бытовых мелочах. Рассмотрим исторический контекст чуть подробнее, чтобы понимать, кто обучался в Смольном институте, какое общество там собиралось, как и чему обучали девочек, какова была их жизнь в данном заведении. Смольный институт был основан императрицей Екатериной Второй в мае 1764 года по инициативе Ивана Ивановича Бецкого. При своем открытии это учебное заведение носило иное название, а именно «Воспитательное общество благородных девиц». Целью его учредителей было: «дать государству образо- ванных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Как основательница, Екатерина принимала самое активное участие в жизни Смольного института, а именно: вкладывала деньги, часто приезжала в инсти- тут, вела переписки с руководством заведения, кроме того, она часто разгова- ривала не только с классными дамами и, но и с самими «институтками». Де- лала она это, поскольку хотела, чтобы воспитанницы были разносторонне раз- виты и принесли пользу стране. В Смольном институте уделялось внимание многим предметам. Вот их перечень: грамота, три иностранных языка, арифметика, религиоведение, му- зыка, этикет, рисование вокал, история и кулинария. Несмотря на большое ко- личество видов занятий, нельзя не заметить, что большинство имеют, как это назвали бы сейчас, гуманитарное направление, девочки совсем не изучали точ- ные науки, не было даже географии. Неудивительно, что даже такие предметы изучались очень поверхностно.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=