ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 16

19 кто и где может проживать, а также отведенную жилую площадь на душу насе- ления. Героиня Хармса, Антонина Алексеевна, принимает формы законода- тельства и экономического контроля и усиливает их, превращая в изображения насилия и страданий. Как и во многих других повествованиях Хармса, насилие и другие формы причудливого в конечном итоге разрушают и уничтожают письменное слово. Однако, в отличие от большинства его рассказов, это разрешение странного повествовательно раскрывается в самой истории. Сказка завершается спокойно, даже гармонично, когда Антонина, Петр и управляющий собираются за столом, чтобы начать неожиданную попойку. Последовательность ограничения и контроля, оказываемая на тело, берет свое начало в творчестве Хармса извне. Оно начинается с влияния на психологию человека и впоследствии распространяется на его физическое существо. Хармс часто использует эти силы, символом которых часто являются меха- низмы наблюдения и заключения. Он превращает психологическое давление в осязаемые акты причудливого насилия, совершаемые его персонажами или против них. Тем не менее именно особенности тела представляют собой площадку со- противления внешним дисциплинарным силам. Тело, представляющее сущ- ностную сферу личности, служит отправной точкой борьбы против вторже- ния. Хотя проза Хармса может иметь определенные ограничения, когда речь идет о политике освобождения от советского подполья – например, несколько мужецентричная перспектива и отсутствие признания гендерной динамики власти в его рассказах – она все же критикует механизмы, как материальные, так и лингвистический, дисциплины в рамках общества. Более того, это застав- ляет людей вырваться за рамки писательства и выйти за пределы своих собственных ограничений. Литература Букс Н. Имя как приём. К разгадке псевдонима Даниила Хармса // Абсурд и вокруг : сб. ст. М. : Языки славянской культуры, 2004. С. 378‒379. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб. : Академ. проект, 1995. 72 с. Липавский Л. Разговоры // «…Сборище друзей, оставленных судьбою». «Чинари» в текстах, документах, исследованиях. М. : Ладомир, 1998. Т. 1. С. 174‒253. Сажин В. Н. Судьба литературного наследия Хармса // Хармс Д. Полное собрание сочинений. СПб. : Академ. проект, 1997. Т. 1. С. 11‒12. Хармс Д. Малое собрание сочинений / Сост., вступительная статья и ком- ментарии В. Сажина. СПб. : Азбука-классика, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=