ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 16

16 Л. В. Кобзева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Художественный текст как документ эпохи (на примере лигвокультурных аспектов комического Д. Хармса) Аннотация : Художественный текст, в силу своей способности отражать дух времени и социокультурные изменения, часто рассматривается как неотъемлемый документ эпохи. Это особенно верно в контексте литературы, которая оказывает зна- чительное влияние на формирование и отражение общественных ценностей, норм и дискурсов своего времени. В этом контексте творчество Даниила Хармса, русского авангардиста и абсурдиста 20-го века, представляет собой уникальный объект ана- лиза, который позволяет исследовать связь между художественным текстом и линг- вокультурными аспектами комического в контексте его эпохи. Цель исследования состояла в анализе прозы Хармса, и определении факторов создания комического в рамках определенной исторической эпохи. Ключевые слова: комическое, Хармс, проза, время, культура, анализ лексики. Д. Хармс, с его удивительным способом играть с языком и формой, предо- ставляет исследователям возможность глубокого погружения в мир лингви- стических экспериментов и юмора, которые стали важной частью русской ли- тературы начала XX века. Его произведения архивируют лингвокультурные особенности эпохи, от- ражая бурное время социокультурных трансформаций и политических изме- нений. В данной работе мы будем анализировать, как комические аспекты творчества Д. Хармса стали не только источником смеха, но и уникальным до- кументом, который позволяет нам понять особенности его времени и его линг- вокультурное значение. Мы рассмотрим, как Хармс использовал комический язык и абсурдные ситуации для выражения своего отношения к социокультур- ным и политическим аспектам своей эпохи. 23 августа 1941 года Даниил Хармс, советский писатель-авангардист и детский писатель, ставший частично занятым членом ленинградского под- полья, был арестован по обвинению в распространении «клеветнических и по- раженческих настроений в попытке вызвать панику и создать недовольство Советское правительство». На допросе Хармс был признан психически невме- няемым и впоследствии помещен в психиатрическое отделение тюремной больницы. Именно там в феврале следующего года он умер от голода. Его смерть последовала за почти десятилетием арестов, маргинализации, непол- ной занятости и постепенного недоедания (Букс, 2004, 378–379). Обстоятельства жизни Хармса и его трагический конец в психиатрическом отделении тюрем- ной больницы проливают свет на сложные взаимоотношения между полити- ческой властью и культурным производством в Советском Союзе. Эти отно- шения претерпели переход от периода относительной творческой свободы к периоду, характеризующемуся все более централизованной властью. Когда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=