ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 16

15 пещеры (Араповский Пещерный монастырь, Гремячевские карстовые пе- щеры) , Колодец круч (Бредихинское чудо ), Колодец Фролов (Святого Флорова колодец), Монастырь Щегловский (Троеручница) , Пустынь Жабынская, Род- ник Василия Прозренного. Символ – лингвокультурный знак, который выражает определенную идею и моделирует поведение человека. Символы веры, покаяния и очищения – ме- ста паломничества: Колюпаново (село, в котором располагается Свято-Казан- ский женский монастырь), Прощеный колодец на Куликовом поле (по преда- ниям, в роднике Дмитрий Донской служил панихиду по погибшим бойцам, а также врачевал раны воинам) ; Всесвятское (Всехсвятское) кладбище – символ объединения представителей всех религиозных конфессий: уникальный погре- бальный комплекс, включающий захоронения людей разного вероисповедания – старообрядческое, православное, инославное («немецкое») кладбища. Эталон – лингвокультурный знак, аккумулирующий стереотипные пред- ставления о качествах человека. Особенно почитаемые туляками святые, во- ины, земные и небесные: Николай Угодник, Сергий Радонежский, Матрона Московская, Серафим Саровский, Дмитрий Донской, Александр Невский. Оберег – лингвокультурный знак, который необходим для защиты от негативного влияния внешнего мира. Например: Икона Николы Тульского. Существуют и обрядовые знаки культуры – особые места силы, которые являются объектами туристических маршрутов, так как считаются «счастли- выми», приносящими удачу: Конь-камень, Камень любви. Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что духовная жизнь является культурно-когнитивной доминантой тульской региональной идентичности, отражающей важность религиозной составляющей в мировоз- зрении туляков. Культурные знаки, символы и обереги воплощают нравствен- ные ориентиры и моральные принципы жителей региона. Литература Еремина Е. В. Понятие региональной идентичности и специфика ее фор- мирования в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-regionalnoy-identichnosti-i- spetsifika-ee-formirovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.09.2023). Семенова Д. М. Православные аспекты городской идентичности малых городов России // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 9 (65). С. 171–181. Степина Т. Ю. Мой Тульский край – земля моя святая. URL: https://nspor- tal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/09/21/stikhotvorenie-o-tulskom- krae (дата обращения: 01.10.2023). Токарев Г. В. Вопросы изучения симболария региональной идентичности // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2 «Языкознание». 2022. Т. 21. № 6. С. 173–182. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Сов. энцикл. : ОГИЗ, 1935–1940.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=