ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 16

12 Иногда диалектная лексика отражает отношение к окружающему миру носителей диалектизмов. Например, диалектизм козюлька ‒ ʽзмея вреднаяʼ, является не только характеристикой змеи как живого существа, но и каче- ственной оценкой человека. Если рассматривать диалектизмы растительного мира, то можно просле- дить их значимость не в контексте образов, а в жизненном укладе крестьян. С помощью подобных диалектических единиц прослеживается аспект лечения народными способами как от действительных болезней, так и от сглаза или порчи. Брынъ – ʽтрава лечебная («как ельничик»)ʼ. (Орл. г. Карач. у.) (Словарь русских народных говоров, электронный ресурс). Бугунъ – ʽтрава от про- студыʼ (Орл. г. Карач. у.) (Словарь русских народных говоров, электронный ресурс). Буквица – ʽтрава от живота, от глоткиʼ (Орл. г. Мцен. у.) (Словарь русских народных говоров, электронный ресурс). Таким образом совокупность диалектологических единиц в лингвокуль- турологии позволяет нам рассмотреть культуру обрядовых действий, мисти- ческих представлений о действительных явлениях природы, которые в свою очередь показывают нам быт и устройство жизни крестьян XIX, а также куль- туру определенной территориально обусловленной группы людей. Литература Будде Е. Ф. О говорах Тульской, Орловской и Рязанской губерний. URL: https://www.bookvoed.ru/files/3515/10/51/72.pdf Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф. П. Филина. Вып. 1–41. Л. : Наука, 1965–2007. URL: https://iling.spb.ru/vocabula/srng/srng.html Токарев Г. В. Основы лингвокультурологии. – Тула : ТППО, 2020. 171 с. Ю. М. Зубарева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Духовная жизнь как культурно-когнитивная доминанта тульской региональной идентичности * Аннотация. В статье рассмотрено воплощение ценностной доминанты духов- ная жизнь в тульской культуре. Ключевые слова: язык, культура, Тула, региональная идентичность. Региональная идентичность представляет собой сложный социокультурный феномен, который основывается на «чувстве личной самотождественности, це- лостности» (Еремина Е. В., 2012, 216), «интеграции своих и противопоставле- нии их чужим» (Токарев Г. В., 2022, 174), самоотнесенности индивида с опре- * Исследование «Симболарий региональной идентичности» выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда № 22-28-20342 и Правительства Тульской области (соглашение № 6 от 19 апреля 2022 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=