ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 16

10 Культурно-маркированные языковые единицы имеют четкую классифи- кацию. Квазисимвол – разновидность символа, который имеет вербальную при- роду. Квазиэталон –лингвокультурная единица о стандартах качества. Квазимеры – показывают разницу между научной и наивной карти- ной мира. Безденотативные единицы – несуществующие явления действительно- сти, явления в сказках. Код культуры – это основа для самоидентификации лингвокультурологи- ческой общности. Существуют определенные виды культурных кодов: био- морфный, акциональный, фетишный, антропоморфный. Антропоморфный культурный код, «очеловечивающий» явления дейст- вительности можно рассмотреть на примере диалектизмов из материалов ис- следования Е. Ф. Будде «О говорах Тульской и Орловской губерний». Крестьяне верили в нечистую силу, потому что объясняли этим многие явления природы, иногда беды и какие-либо несчастья они также объясняли с точки зрения мистики. Духи, которые населяли жилище имели прозвище домовых, доможилов. В записях Е. Ф. Будде мы видим диалектическую единицу, характеризующую домового как дворовой . Из мистических существ крестьянам встречались и ру- салки, которые представлялись им как женщины с длинными волосами, у ко- торых горели глаза. До сих пор в народе сохранились упоминания о русальной неделе, проходила она перед Троицей. В эти дни возможность того, что ру- салки могут защекотать насмерть, увеличивалась в несколько раз. Слыхали ўражду ўхазяйсътви, скоту: тратють скот, ўроди порьтють мълако, аны ш русалки-вѣдьмы нъзваютца: находить блаhая минута на jих. Есьли ни выльчють, то памрѣшь: маhѣть спорьтить: ана шшакочить, этаhа нѣт у нас. Мы ходим h дъхтарям: мушшына, как и мы: он вады нъhаварьваить – эт яhо дѣла; и к бапкам ходим: ваду дають (Будде, 72). В записях Е. Ф. Будде огромное значение для характеристики культурных ценностей народа имеют не только отдельные диалектологические единицы, но и диалектные тексты, в которых некоторые явления действительности объ- ясняются с точки зрения мистики, нечисти. Какъ у васъ унимаютъ маленькихъ дЪтей, когда они кричатъ? Криксы аткликая бапка, а мы неiзнаеiм этаhа: неш ана услух аткликая. Кабы она шаптаlа-та услух, а то никак ни слыхать, а шопчить (Будде, 120) . Криксы – какое-то мистическое существо, воплощающее в себе детский крик и требующие «отговора», заговора (Словарь русских народных говоров, электронный ресурс). Внешний облик криксы не имеет четкой характеристики, возможно, это связано с тем, что люди замечали ее присутствие только лишь по поведению ребенка: истерический плач, отказ от еды, резкое изменение поведения, отказ от сна. Для того, чтобы обезопасить своего ребенка от криксы существовали определенные заговоры и обереги, которые вешали на изголовье кровати.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=