ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

9 приказов, из губерний которых поступали воспитанники в канцелярские учи- лища. Эта мера поставила в затруднительное положение приказы. Для реше- ния этой задачи привлекались средства общественности. МВД постановило, чтобы при выпуске из училища (из остатков от суммы на их содержание) при- казы выдавали воспитанникам пособие в размере 50 рублей. Вопрос о конк- ретной сумме решался попечительскими советами училищ и утверждался в Министерстве внутренних дел [Журнал МВД, 1832, 3–4]. Окончившие курс в училище были обязаны прослужить по гражданскому ведомству в губерниях 8 лет. Отличившиеся воспитанники после третьего класса по решению Госу- дарственного Совета посещали губернские гимназии и по окончании курса причислялись к студентам педагогических институтов при университетах. Остальные поступали на службу и обязаны были прослужить не менее 6 лет [Благотворительная Россия, 1901, 260]. Таким образом, приказы общественного призрения сыграли большую роль в организации общедоступных школ, в которых обучались дети город- ских жителей всех сословий: дворян, купцов, мещан, но были дети солдат и крестьян. Обеспеченные родители платили за обучение детей, приказы об- щественного призрения оплачивали питание, обувь, одежду. Всеми суммами, собранными на нужды образования, всеми статьями расходов по содержанию училищ самостоятельно распоряжались приказы. К концу XVIII в. в России на деньги приказов, дополненные взносами городских дум и благотворительностью частных лиц, было создано 169 школ: 34 школы действовали в столицах, остальные находились в уездных городах. Цель, поставленная перед приказами общественного призрения по образова- тельному направлению, оказалась достигнутой. Литература 1. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России / под ред. П. И. Лыкошина. – СПб. : О. Ф. Имеретинская и П. И. Лыкошин, 1901. – Т. 1. – Ч. 1. Благотворитель- ность государственная. 2. Журнал МВД. – СПб., 1832. – № 5. – С. 3–4. 3. Панов Г. И. Благотворительность и социальное призрение (конец ХVIII – 60-е годы ХIХ века). – М. : Древлехранилище, 2008. 4. Толстой Д. А. Городские училища в царствование Екатерины II. – СПб. : Оттиск из LV тома «Записок Императорской Академии Наук», 1886. 5. Устав общественного призрения. – СПб., 1842. – Т. XIII. – С. 92.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=