ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

8 и ведомости о делах училищ, пересылаемые отсюда в Комиссию об учрежде- нии училищ. Те и другие вносились в журналы приказа и таким образом до- казывали, что содержание Главной народной школы, все расходы по ремонту дома, жалованье директору и учителям, приобретение учебных книг и посо- бий, – все, по возможности, обеспечивалось благотворительными суммами, вверенными приказу общественного призрения. Доходы приказа общественного призрения были невелики. На содержа- ние училища полагалось до 2 тыс. 348 рублей, которые поступали из правле- ния Тульского оружейного завода, из денежных штрафов по приговорам при- сутственных мест. (Панов, 2008, 89) Жалование служащим в Главной народ- ной школе выдавалось из приказа. На книги и учебные пособия приказ всегда отпускал необходимые суммы. Книги и пособия приобретались иногда по ре- комендации комиссии, иногда по представлению директора школы. В ведо- мостях о состоянии Главной народной школы, подаваемых в приказ два раза в год, значилось, что в школе было четыре класса. Всех учеников в первой половине 1801 г. значилось: из дворян – 14, церковников – 1, из приказных – 24, купцов – 22, мещан – 16, оружейников – 6, из солдат – 14, господских слу- жителей – 35 – всего 135 человек; во второй половине 1801 г.: из дворян – 17, церковников – 1, приказных – 30, купцов –22, мещан – 23, оружейников – 7, господских служителей – 35, солдат – 12 – всего 147 человек [Панов, 2008, 98]. Особое внимание уделялось подбору кадров. В Указе от 20 июня 1801 г. относительно определения директоров народных училищ, говорилось: «При учреждении народных училищ поставлено было правилом, чтобы в директоры оных избираемы были люди, знающие цену воспитания, любители наук, по- рядка и добродетели…». Начиная с 1820-х годов образовательные программы приказов обще- ственного призрения были ориентированы на профессиональное обучение. В связи с этим в 1823 г. было принято решение об учреждении отделения про- фессионального обучения воспитанников при приказах общественного приз- рения. Задача отделений состояла в том, чтобы подготовить молодых людей для службы в тех учреждениях, где ощущалась нехватка канцелярских служа- щих, образовать их для гражданской службы в присутственных местах губер- ний. В училище принимали детей канцелярских служащих, долгое время при- лежно исполняющих свои обязанности, детей, оставшихся без всякого приз- рения, и вообще сирот, принадлежащих к многочисленным семействам, нахо- дящимся в совершенной бедности, и т. д. В училище для детей канцелярских служащих разрешался прием детей чиновников, занимающих классные долж- ности в губернских и уездных присутственных домах, которые, в силу своей бедности, не могли дать приличного воспитания своим детям. Из каждого уезда принималось не более одного кандидата. Если губерния не предостав- ляла нужного числа кандидатов, то приказ об этом доносил Министерству внутренних дел [Устав общественного призрения, 1842, 92]. Сначала эти училища зависели от приказов, получали от них содержание и частично пособия от казны, но к середине XIX в. эти пособия прекратились и по распоряжению Министерства внутренних дел были отнесены на счет тех

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=