ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

7 учителей, наблюдение за ходом преподавания, за деятельностью директора, вмешательство во все учебные и административные вопросы школ с момента их открытия составляло право и обязанность приказа. Отчеты училищ предо- ставлялись в Комиссию училищ через приказ и его заключение. Приказ при- соединял к отчету училища свое заключение о деятельности учителей, о дви- жении учеников, о назначении новых учителей. Острой проблемой при откры- тии школ был дефицит учащихся. Дворяне и горожане пассивно, а кое-где и активно сопротивлялись образованию своих детей. С 1816 г. губернские главные училища были преобразованы в гимназии, в них принимались только дворянские дети. Некоторые гимназии, размещавшиеся в зданиях, принадле- жавших приказам общественного призрения, были в них оставлены. Приказы могли содержать как при гимназиях, так и при уездных школах собственных воспитанников. На попечение приказов общественного призрения были остав- лены школы, открытые за счет капиталов, пожертвованных благотворителями и внесенных в приказы. В первый год своего царствования император Александр I издал рескрипт об учреждении в Туле училища для воспитания и образования бедных детей дворян. Дворянство выразило желание назвать это училище по имени импе- ратора – Александровским. На такое желание дворян император ответил осо- бым рескриптом на имя губернатора, в котором выразил согласие о названии училища. К источникам содержания Александровского училища относились средства, выделенные Тульской казенной палатой, ежегодное пособие со сто- роны правительства и частные пожертвования. Жители Тульской губернии, особенно дворяне, встретили открытие училища с большой радостью. Все спе- шили проявить свое сочувствие к училищу в патриотических приношениях и пожертвованиях. Большинство пожертвований принадлежало дворянам. Пожертвования по подпискам и от частных лиц поступали постоянно. Среди них жена тайного советника Екатерина Александровна Новосильцева, генерал Александр Петрович Ермолов, камергер граф Петр Гаврилович Головнин, тульский купец Роман Андреев-Оводов, основательница Баскаковской боль- ницы Прасковья Баскакова, белевский помещик Андрей Алексеевич Елагин. Кроме детей неимущих дворян, в училищах воспитывались и дети обеспечен- ных дворян, которые обязаны были на учение и содержание своих детей вно- сить по 400 рублей. В апреле 1804 г. на счету училища значилось 22 тыс. 560 рублей 94 копейки [Панов, 2008, 76–79]. Тульская главная народная школа, подобно Александровскому дворян- скому училищу, была в числе благотворительных заведений. В 1803 г. она была преобразована в Тульскую гимназию в соответствии с изданными «Предварительными правилами народного просвещения», где в 9 пункте ска- зано: «В каждом губернском городе сверх нижних училищ первых двух клас- сов имеет быть гимназия, которая состоять будет под непосредственным ве- дением и управлением губернского директора училищ» [Панов, 2008, 80]. Главная народная школа руководствовалась Высочайше утвержденным «О народных училищах Уставом», изданным 5 августа 1786 г., по которому директор училищ обязан был ежегодно два раза подавать в приказ записки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=