ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

6 людей в стране. Учебные заведения, созданные при Петре I, были не только рассчитаны на ограниченный круг лиц, но и находились в столице и еще в трёх-четырёх губернских городах; провинциальное же общество в боль- шинстве случаев было знакомо с ними теоретически. К началу 1780-х годов было создано уже около полутора десятков губер- ний и столько же приказов общественного призрения. С организацией школ у приказов общественного призрения возникали проблемы. Екатерина II по- требовала упразднить старые частные школы, а новые открывать только с раз- решения приказа общественного призрения. Создавались училища трёх типов. Была скопирована австрийская сис- тема устройства школ: главные училища – 5-летние с 4-классным обучением были созданы в каждом губернском городе, средние училища – 3- и 2-класс- ные – в прочих городах; малые – 2-классные были созданы в селениях. Мас- совое открытие главных училищ в губернских городах было приурочено к очередной годовщине коронации Екатерины II и состоялось 22 октября 1786 г. [Благотворительная Россия, 1901, 118]. Открытие народных училищ по уездам Тульской губернии в начале XIX в. принадлежало Комиссии об уч- реждении школ. В конце 1768 г. в уездных городах Тульской губернии не было открыто ни одного училища. 10 марта 1800 г. тульский губернатор издал приказ об открытии уездных училищ. В Белевском и Одоевском уездах Тульской губернии училища откры- вались на благотворительные средства. История открытия народных училищ показывает, что в начале XIX в. инициатива частной благотворительности не была развита, общество недооценивало необходимость и обязательность народного образования. Определенные сложности возникали в решении кад- рового вопроса. Первыми учителями главных училищ были выпускники Петербургской учительской семинарии. Учителя главных училищ были ли- шены права перехода на другую работу без разрешения комиссии об учрежде- нии училищ, в 1793 г. это было подтверждено Высочайшим указом. В даль- нейшем было решено, что учителей для малых училищ будут готовить глав- ные училища. В Высочайшем уставе о народных училищах было определено жалование в малых народных училищах: где был один учитель – в год 150 рублей и за рисовальный класс по 60 рублей в год. Приказ имел право поощрять учителя за добросовестный труд. В случае обнаружения порочного поведения учителей, грубой брани, те- лесного наказания учеников приказ выносил предупреждение, сажал на гаупт- вахту, вычитал из жалования. Однако учителями приходилось дорожить. Сме- нить род службы разрешалось только учителям малых народных училищ. Ди- ректора главных училищ были значительно обеспеченнее. По штату они полу- чали 500 рублей в год жалования, плюс разъездные, квартальные. Казенные квартиры полагались всем, но, как правило, выделялись только директору. [Панов, 2008, 73]. Приказы общественного призрения в конце XVIII в. самостоятельно рас- поряжались средствами, собранными на нужды образования, но они распоря- жались не только денежными суммами. Прием на службу и увольнение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=