ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

5 ность», «огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли» (Гоголь, 1938, 154) . Получив заветную шинель, Акакий Акакиевич совершенно изменяется: решает пройтись вечером по улице, даже гонится за понравившейся женщи- ной: «подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою… Но, од- нако ж, он тут же остановился и пошел опять по-прежнему очень тихо, по- дивясь даже сам неизвестно откуда взявшейся рыси…» (Гоголь, 1938, 160) . Те же воодушевление и сила проявляются в борьбе за свою украденную шинель. Акакий Акакиевич, вопреки своей натуре, пытается не сдаваться («то- пает ногой», говорит громче обыкновенного), однако, оставаясь бессильным «маленьким человеком», привыкшим стыдиться себя, он не может справиться с внезапно обрушившейся на него бедой. В предсмертном бреду перед его гла- зами мелькают картины, изображающие последние события, составлявшие наиболее яркие эпизоды его жизни. И они связаны исключительно с новой ши- нелью: «говорил совершенную бессмыслицу… беспорядочные слова и мысли ворочались около одной и той же шинели» (Гоголь, 1938, 156) . Таким образом, анализ внутренних монологов, представленных читателю «со стороны», позволяет глубже раскрыть характер главного героя, показы- вает «незначительность», убогость «маленького» человека с его примитив- ными потребностями и устремлениями, для которого навязчивая мысль о но- вой шинели становится болезненной одержимостью, «самым большим торже- ственным праздником», а неожиданная утрата «предмета надежд» – трагедией и смертельным приговором. Литература 1. Гоголь Н. В. Шинель // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений : в 14 т. / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937– 1952. Т. 3. Повести / ред. В. Л. Комарович. – 1938. – С. 139–174. Н. А. Гаврилина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула) Роль приказов общественного призрения в развитии образования в российской провинции во второй половине XVIII – начале XIX вв. До XVIII в. в России основные обязанности по призрению выполняла церковь. При монастырях и церквях существовали богадельни, которые были одновременно и больницами, и сиротскими приютами. Екатерина II, которая стала продолжательницей петровских идей переустройства системы призре- ния, придя к власти в середине 1762 г., сразу же фактически продублировала некоторые указы Петра I в отношении государственного призрения. Потреб- ности социально-экономического и политического развития России во второй половине XVIII в. вызывали необходимость резкого увеличения грамотных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=