ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

44 Литература 1. Булычёв И. И. Историко-философский аксиологизм и его основные разновидности (к постановке проблемы) // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. «Гума- нитарные науки». ‒ 1998. – № 3. ‒ С. 106. И. Ю. Токарева ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (Тула) Изучение отражения культурных норм в значении слова Для того чтобы жить и развиваться, обществу нужны законы, правила. Каждый человек должен хорошо понимать, что разрешено, а что запрещено. Ю. М. Лотман определял культуру как систему запретов. Следовательно, для человека более важны запреты: нужно жить так, чтобы быть гармоничным с другими, не ущемлять чужие интересы. Любой поступок человека оценива- ется обществом. Для оценки необходимо понимать нормы, то есть то, что яв- ляется обычным, общепризнанным, допустимым, заслуживающим подража- ния. Язык отражает нормы и запреты разными способами. Задание. Какие нормы и запреты отражены пословицами? Без рассуж- дения не твори осуждения. Держи копеечку, чтоб не укатилась. Ласковое слово лучше мягкого пирога. Вора помиловать ‒ доброго погубить. За чужим погонишься – свое потеряешь. Родимая сторона ‒ мать, чужая ‒ мачеха. Задание. Нравственные нормы и запреты заключены в священных кни- гах. Так, правила жизни в обществе христиан содержатся в Новом завете. Часть выражений из Библии приобрела устойчивый характер и вошла в фра- зеологический фонд русского языка. С какими нормами и запретами связаны данные библеизмы: метать бисер перед свиньями, тридцать сребреников, по- целуй Иуды, Фома неверующий ? Задание. В языке существуют специальные слова, которые отражают культурные нормы и запреты. Делается это путём замены нежелательного слова или выражения. Например, змею называли козюлей. Данная замена от- ражает запрет на прямое обозначение данного существа. Запрет был связан с суеверием, что прямое обозначение может навлечь беду. Подумайте, какие нормы или запреты выражают данные эвфемизмы: лютый ʽволкʼ, косолапый ʽмедведьʼ, гроб ʽдеревянный тулупʼ, сдобный ʽтолстыйʼ. Задание. Допустимо ли охарактеризовать человека с помощью определе- ний хромой, глухой, слепой, косой ? Какие правила ограничивают употребление этих определений? Задание. Какие нормы отражают этикетные выражения: здравствуйте, спасибо, благодарю ? Задание. Какие жанры речи имеют своей целью выразить запреты или правила общежития?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=