ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

42 1. Что может означать вербальный символ культуры хлеб ? Для этого опре- делите значения следующих фразеологизмов: кусок хлеба, хлеб насущный, есть чужой хлеб, отнимать хлеб. 2. Найдите в словаре фразеологизмов А. И. Фёдорова устойчивое слово- сочетание хлеб-соль . Как возник этот фразеологизм и что он обозначает? (об- ратите внимание на словарную статью). Подумайте, можно ли назвать его вер- бальным символом культуры? Аргументируйте свой ответ. 3. Найдите в словаре фразеологизмы под башмаком и под каблуком. Что они обозначают? Какой из данных фразеологизмов является устаревшим? Можно ли назвать эти устойчивые словосочетания синонимами? На основе зна- чений этих фразеологизмов порассуждайте, отрицательно или положительно оценивается власть женщины над мужчиной в русской культуре. Могут ли слова каблук и башмак рассматриваться как вербальные символы культуры? 4. Что обозначает фразеологизм кататься как сыр в масле ? Прочитайте статью (http://polyidioms.narod.ru/index/0 -84) и ответьте на вопрос: какие вер- бальные символы культуры есть в этом устойчивом словосочетании? Ответ обоснуйте. 5. Фразеологизм делить шкуру неубитого медведя – это вербальный сим- вол культуры. Используя словари и другие источники, выясните его значение, происхождение. Почему это устойчивое словосочетание имеет статус вербаль- ного символа культуры? Итак, для отображения основ лингвокультурологии в содержании заня- тий по русскому языку в среднем звене, перед учителем стоит важная задача, а именно – обращать внимание учащихся на этимологию слов или фразеоло- гизмов, которые являются носителями культурных смыслов. Можно сказать, главную роль здесь играет репродуктивная деятельность учителя-словесника, однако не следует забывать и о продуктивной деятельности обучающихся, по- скольку именно практические действия создают необходимые условия для эф- фективного усвоения любых знаний, в том числе и тех знаний, которые напря- мую связаны с интеграцией языка и культуры. Литература 1. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 г. [Электронный ресурс] // Министерство Просвещения Российской Федерации : банк докумен- тов. – URL: https://docs.edu.gov.ru/id1788 (дата обращения: 03.11.2022). 2. Русско-болгарский словарь квазисимволов / отв. ред. Г. В. Токарев. ‒ Тула : ТППО, 2021. 3. Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. ‒ М. : Школа «Языки русской куль- туры», 1996. ‒ С. 243. 4. Токарев Г. В. Основы лингвокультурологии. ‒ Тула : ТППО, 2020. 5. Токарев Г. В. Функционально-семантический статус культурно-языко- вых символов. ‒ Русская словесность. – 2006. ‒ № 2. ‒ С. 76–78. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Приказ Минобрнауки РФ общего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=