ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

4 М. А. Балашова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула) Внутренний монолог как способ раскрытия характера в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Существуют различные способы репрезентации личностных особенно- стей литературного персонажа: акцентирование внимания на деталях порт- рета, характеристика поступков, внутренние монологи. Размышления героя «про себя» и «для себя» позволяют автору полно и точно передать его душев- ные переживания, изобразить внутренний мир, подробно описав скрытые от окружающих чувства и намерения. В повести «Шинель» Н. В. Гоголя центральным персонажем является Акакий Акакиевич Башмачкин, весьма непримечательный человек, «вечный титулярный советник» , при появлении которого в департаменте «сторожа… даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха» (Гоголь Н. В., 1938, 143). Его внутренние монологи представлены в рассказе автора «от третьего лица». Это в значительной мере подчеркивает то, что Акакий Акакиевич не является хозяином своей судьбы, зависит от чу- жого мнения. Один из самых ярких монологов представляет собой изображение жизни Акакия Акакиевича, его «бытовой философии»: «Написавшись всласть, он ло- жился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог по- шлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своимжребием» (Гоголь, 1938, 146). Акакий Акакиевич живет в своем скромном обывательском мире, не посягая ни на нравственное или интеллектуальное развитие, ни на карьер- ный рост. Об этом свидетельствует его отказ от повышения, предложенного директором департамента. Жизненные цели главного героя сводятся к покупке новой шинели: «Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись» (Гоголь, 1938, 151). В соответствии с этим стремлением дальнейший внутренний монолог Башмачкина строится как сугубо прагмати- ческое рассуждение о возможном решении неожиданно возникшей проблемы: «изгнать употребление чаю по вечерам», «не зажигать свечи», «ходя по ули- цам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам», чтобы таким образом «не истереть скоровременно подметок; как можно реже от- давать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате» (Гоголь, 1938, 154). «Вечная идея будущей шинели» сделала жизнь Акакия Акакиевича «пол- нее»: ему казалось, что, ограничивая себя физически ради «благородной цели», он «питался духовно». Башмачкин испытывает душевный подъем, в его жизни появляется «мечта». Он «сделался как-то живее, даже тверже харак- тером», «с лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешитель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=