ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

35 2. Карабань Н. А. Содержание и структура коммуникативной категории вежливости [Электронный ресурс] // Грани познания. – 2010. – № 1 (6). – URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения 20.12.2019). 3. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. ‒ М.: ПРИОР, 1998. – 320 с. 4. Кузина Е. С. К вопросу об определении понятия «категория вежливос- ти» // Язык: категории, функции, речевое действие : материалы Десятой юби- лейной междунар. науч. конф. к 75-летию В. С. Борисова. – М.: Изд-во МПГУ ГСГУ 2017. – С. 146–148. 5. Леонтьев В. В. Лингвистическая (не)вежливость: к проблеме опреде- ления категории // Экология языка и коммуникативная практика. ‒ 2016. ‒ № 1. ‒ С. 70–83. 6. Сладкевич Ж. Р. К вопросу о разграничении понятий диалогичность, фатика, вежливость и речевой этикет // Перспективные направления современ- ной лингвистики : сб. науч. тр. Междунар. науч.-теоретической конф. – М. : Изд-во РУДН, 2020. ‒ С. 53–71. 7. Токарев Г. В. Основы лингвокультурологии. – Тула : ТППО, 2020. 8. Шамьенова Г. Р. О влиянии прагматических факторов на реализацию категории вежливости в общении // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. ‒ Саратов, 2000. ‒ С. 147–152. 9. Шенберг Е. Ю. К проблеме определения категории вежливости в линг- вистике (на материале работ американских и британских учёных) // Вестн. Че- лябин. гос. ун-та. Сер. «Филология. Искусствоведение». Вып. 77. ‒ 2013. ‒ № 14 (305). ‒ С. 126–130. К. С. Сваткова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула) К вопросу о развитии понятия документ Термин "документ" рассматривается в узком и широком смысле. Документ – материальный объект, который включает в себя информацию в виде текста, видео, аудиозаписей с какими-либо реквизитами, позволяю- щими ее идентифицировать. И памятник, и книга – документы. Документ в узком смысле можно понимать, как носитель информации, в письменной форме, подтверждающий наличие фактов определенного значения. От глагола "docere" – учить, обучать, произрастает слово «документ». В индоевропейском языке, куда уходят корни этого слова, это означало жест вытянутых рук, передачу, принятие или получение чего-либо. Существует также версия, что слово "dek" происходит от числа "десять" и означает, что ладони – десять пальцев – раскрыты, руки вытянуты. Со вре- менем корень "dek" был изменен на "doc" в слове "doceo" – учу, из него были сформулированы слова: "doctor" – ученый, "doctrina" – учение. Именно в этом смысле слово "документ" использовалось Цезарем и Цицероном. Спустя время

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=