ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

33 2020, 60]. В данном определении важно рассмотрение категории вежливости в культурном контексте. В. В. Леонтьев считает, что «…лингвистическая (не)вежливость реализу- ется в вербальном и невербальном выражении личного отношения адресанта к адресату, в принятии во внимание адресантом или, наоборот, игнорировании им социального лица адресата, его уникальной личности, его потребностей именно в данный момент. На когнитивном уровне это означает подтверждение ожиданий адресата, связанных с морально правильным поведением адресанта по отношению к нему (в случае оценки им поведения адресанта как вежли- вого) или не подтверждение этих ожиданий (в случае оценки им поведения адресанта как невежливого, грубого» [Леонтьев, 2016, 72–73]. Из данного за- мечания учёного следует, что вежливость обусловлена культурными стерео- типами, нормами, установками. Быть вежливым – значит следовать данным культурным категориям. Как известно, они объективированы в виде мораль- ных прескрипций. В. В. Леонтьев отмечает: «Лингвистическая (не)вежли- вость связана с моральным аспектом общения, с коммуникативной этикой как национально-специфичной системой правил и норм поведения, аккумулирую- щей человеческий опыт в области морали общения и предписывающей нормы поведения в процессе коммуникации» [Леонтьев, 2016, 73]. Вежливость может быть разной. И. В. Винантова и Г. Р. Власян пишут: «Вежливость является относительным понятием в количественном и каче- ственном отношении. Качество определяет то, что можно считать вежливым, количество же ‒ в какой степени принцип вежливости реализуется той или иной языковой формой» [Винантова, Власян, 2008, 40]. Данную категорию можно представить в виде шкалы, в основе которой может быть положена сте- пень эмпатии, то есть целеустановки введения в фокус интересов собеседника. А. А. Анищенко и Р. А. Газизов понимают под эмпатией «…способность вос- принимать эмоциональное состояние другого человека как свое собственное, когнитивную осведомленность и понимание эмоций и чувств другого чело- века, т. е. интеллектуальное или концептуальное понимание аффектов дру- гого, идентификацию говорящего с участником или объектом сообщаемого события» [Анищенко, Газизов, 2015, 1348]. Ввиду этого можно говорить о вежливости с низкой степенью эмпатии, не принимающей во внимание ин- тересов собеседника, и с высокой степенью эмпатии, принимающей во внима- ние интересы собеседника. Условно эти два вида вежливости охарактеризуем как недружественную и дружественную. Е. С. Кузина, вслед за другими учёными, характеризует два вида вежли- вости. «Позитивная вежливость служит для усиления положительного имиджа собеседника: говорящий выражает свою симпатию и солидарность с адреса- том. Основные параметры позитивной вежливости – это проявление внима- ния, комплименты, создание атмосферы внутригрупповой идентичности, стремление избежать разногласий. Негативная вежливость служит для сохра- нения независимости личности, потребности в неприкосновенности её терри- тории и границ. Основные параметры негативной вежливости – это сдержан- ность, официальность и выражение уважения» [Кузина, 2017, 147].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=