ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

29 делопроизводства к функциям Росархива отнесено принятие следующих актов (п. 6 Положения): – правила делопроизводства в государственных органах; типовые функ- циональные требования к СЭД и системам хранения электронных документов в архивах государственных органов; – примерная инструкция по делопроизводству в государственных орга- низациях. Также был разработан «Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации» (2017 г.). Порядок регламентирует, в частности, спорный вопрос копирования докумен- тов техническими средствами пользователей. В рамках «Программы инфор- матизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учре- ждений на 2011–2020 гг.» была проведена работа по: организации доступа к электронным ресурсам о документах АФ РФ, размещенным на портале «Ар- хивы России», в том числе к «Центральному фондовому каталогу» и «Госу- дарственному реестру уникальных документов»; созданию на базе портала «Единая интеграционная платформа информационных ресурсов», объединяю- щей базы данных отдельных архивов, общей поисковой системы и доступа к электронным образам отсканированных документов. Разработаны более десятка методических пособий по оцифровке документов. Однако, существует и ряд проблем. 1. Проблема подтверждения аутентичности электронного документа. Здесь, как представляется, ключевым фактором является не срок хранения сер- тификата цифровой подписи, которой заверяется электронный документ, а со- здание «среды доверия» общества к архивистам. Поэтому крайне важно, что- бы архивисты, работающие с электронными документами, были высокопро- фессиональными и чистоплотными. Тогда любая возможность внесения ка- ких-либо изменений в текст будет исключена. Как видим, цифровизация ста- вит перед нами и этические вопросы. 2. Наиболее острым нерешенным вопросом является взаимоотношения региональных государственных и муниципальных архивов с федеральными организациями, расположенными на территории субъекта РФ. Документы фе- деральных организаций должны поступать на хранение в федеральные ар- хивы. Но практически осуществить это невозможно: трудно себе представить, что тысячи территориальных структур федеральных организаций, действую- щие практически во всех городах и районных центрах страны, будут пересы- лать свое делопроизводство в Москву. Для организации такой схемы взаимо- отношений вряд ли найдутся финансовые и материальные средства. Кроме того, эта схема лишена всякого смысла. Ведь именно в регионах востребована информация по статистическому, налоговому учету, пенсионному обеспече- нию, прокурорскому надзору, другие документы, создающиеся территориаль- ными отделениями федеральных структур. Следует отметить, что с 2004 года, с момента принятия Федерального за- кона «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральное архивное агентство пытается разработать механизм взаимоотношений федеральных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=