ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

28 конституционному, уголовному и другим. Следовательно, все сильные и сла- бые стороны этих отраслей права в прошлом и настоящем оказывают влияние на архивное право. Основной корпус нормативно- правовых актов, регулирующих архивное дело, состоит из Конституции РФ, содержащей общие принципы регулирова- ния архивного дела в РФ. Статья 29 создает конституционную основу для сво- бодного доступа граждан к архивным документам и их использованию, в том числе публикации. Это же право, а также обязанность заботиться о сохранении документов АФ РФ, вытекает из ст. 44. Федеративное устройство России, за- крепленное в гл. 3 Конституции, обусловливает распределение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в области управления архивным делом (Конституция Российской Федерации). Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Россий- ской Федерации» регулирует отношения в сфере организации хранения, ком- плектования, учета и использования документов АФ РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Закон (ст. 4) устанавливает полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области архивного дела и разграничения между этими полномочиями. Среди указов можно выделить Указ Президента РФ от 22.06.2016 № 293 (ред. от 18.12.2018) «Вопросы Федерального архивного агентства». Здесь от- мечается, что Федеральное архивное агентство (Росархив) является федераль- ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выра- ботке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регу- лированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом. Подчеркнем, что на функциях Росархива и его нормотворческой деятельности сказалось расширение полномочий за счет включения в них сферы делопроиз- водства. На наш взгляд, это связано с переходом ведомств к электронному до- кументообороту. Так согласно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, ставится задача достигнуть в 2025 г. доли 90 % электронных документов, как в межведомственном, так и во внутриведомственном документообороте. В этих условиях все стадии жизненного цикла документа, от создания до отбора на хранение и уничтоже- ние, осуществляются в системе электронного документооборота (СЭД) в усло- виях межведомственного электронного документооборота и электронного вза- имодействия. Все эти процессы объединены понятием «управление докумен- тами», включающим в себя делопроизводство и архивное дело. Согласно меж- дународным стандартам ИСО 30301 и 15489 (принятым в России как ГОСТ Р 7.0.101- 2018/ИСО 30301:2011 и ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019), стратегия сохра- нения электронных документов начинается с унификации требований к СЭД, в которых они создаются. Исходя из международного опыта, создание таких требований является функцией органов управления архивным делом. В сфере

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=