ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 15

22 современной коммуникации, прежде всего сети Интернет – «социального, психологического и культурного феномена» нашего времени» [Косякова, Тка- чева, 2017, № 22.1, 19]. Уникальное цифровое пространство, в котором происходит значительная часть коммуникаций, представляет особую виртуальную реальность (Дж. Ла- ньер) – новое измерение, меняющее основные характеристики языковой лич- ности в процессе порождения и понимания речи (Ю. Н. Караулов). Виртуаль- ная языковая личность так же, как и реальная, вступает в коммуникацию, обо- значая свое видение мира в разных сферах жизнедеятельности. Однако она не осознается речевым партнером как идентифицированная, так как все участ- ники взаимодействия понимают, что возможности Интернета позволяют со- здать «репликацию» (Косякова Я. С., Ткачева В. Р), «маску» – желаемый «вер- бализированный образ», презентацией которого становится «самохарактерис- тика» [Гермашева Т. М., 2014, № 2 (140), 36]. Экспликация языковой личности в цифровом пространстве зависит от целей и интенций в конкретном вирту- альном дискурсе, а основные компоненты подвергаются трансформации: из- меняется модель коммуникации (она становится более демократичной, упро- щенной), отношение к ценностям ( внешность, пол, раса, национальность не имеют значения), нивелируется ряд важных параметров (социальный статус, возраст, опыт), снижаются требования к качеству речи. Благодаря Интернету языковая личность получает безграничные возмож- ности самореализации в сети. Цифровое пространство стимулирует ее «линг- вокреативный потенциал» (Е. Н. Ремчукова), который проявляется в «языко- вой игре» (Л. Витгенштейн). Индивид имеет возможность сконструировать собственную реальность в рамках «выбранного характера», где личный и со- циокультурный опыт не совпадают с тем, что есть в действительности. Проис- ходит процесс «множественной идентификации» (Косякова Я. С., Тка- чева В. Р), которую определяют как «полиидентичность» (Гермашева Т. М.) или «псевдоидентичность» (Буданова Т. А.). Так, одним из средств создания виртуального образа является произвольный выбор пользователем сетевого псевдонима – ника (англ. nickname – «кличка, прозвище»), то есть в процесс общения вовлекаются не сами коммуниканты, а созданные ими интернет-пер- сонажи – «аватары». Стоит отметить, что свобода самовыражения в цифровой среде имеет и существенные недостатки, так как не позволяет личности в процессе соци- ального взаимодействия реализовывать свои способности в полной мере. Например, невербальные этикетные проявления вежливости, доверительные интонации, выражающие отношение к собеседнику и предмету речи, в Интер- нет-коммуникации заменяются эмотиконами – особыми знаками, изображаю- щими чувства. Такая формализация онлайн-общения может привести к недо- пониманию и стать триггером «цикла эскалации» межличностных сетевых конфликтов (П. Уоллас). Коммуникация с «вымышленными персонажами», иллюзия сходства интересов и взглядов, не всегда открытое и честное общение приводят к разочарованию, появлению чувства потраченного зря времени. Подчеркнем и еще один существенный недостаток цифровизации – снижение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=