ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14

9 тельности организации. Эти изменения касались, прежде всего, способов по- мощи бедным. Способы призрения нищих должны были вступить в действие через три года после начала работы общества. Первоначально же средства отправ- лялись на помощь только потерпевшим от войны 1812 г. Реально действовать общество начало с февраля 1813 г., тогда же в «Санкт-Петербургских ведо- мостях» появляется первый список 100 членов общества (2, c. 6). Среди чле- нов были представительницы известнейших дворянских фамилий: княгини Е.А. Долгорукова и З.А. Волконская, графини С.В. Строганова, М.А. Ворон- цова, А.И. Орлова, М.В. Кочубей и т.д. Первой председательницей общества стала княгиня Варвара Алексеевна Репнина. Наряду с личным членством в составе общества были также примеры семейственности (мать и дочь Штиг- лиц, сестры Е.Н., М.Н., Ф.Н. Кусовы), хотя эти примеры являлись скорее ис- ключением, чем правилом. Социальный состав общества (при рассмотрении первых его 100 членов) выглядит следующим образом: 86% составляют дво- рянки и 14% представительницы купеческого сословия. Таким образом, об- щество по своему составу в большинстве носило дворянский характер, при- чем большинство представительниц дворянского сословия принадлежало к известным аристократическим фамилиям. Интересным является факт нали- чия в обществе представительниц купеческого сословия. В отчете за 1823 г. указывается существование семи частных школ, во второй, третий и четвертой Адмиралтейской, Выборгской, Петербургской, Васильевской и Литейной частях города. Эти школы давали минимальный объем знаний и пытались подготовить детей к реальной жизни (то есть обу- чали азам ремесла или рукоделия) (3). Однако частные патриотические школы не были первыми и единствен- ными учебными заведениями, которые открыло общество. Первое учебное заведение под названием «Училище женских сирот, потерявших отцов сво- их» (для детей штабс- и обер-офицеров) было открыто уже в 1813 г. В 1822 г. оно было переименовано в Патриотический институт, который находился в ведении патриотических дам до 1827 г., после чего был передан под покро- вительство «Комитета о раненых» (4, л. 8). В программу обучения входили следующие предметы: закон Божий, русская словесность, немецкий язык, рисование, танцы, инструментальная и духовная музыка и пение, рукоделие. Возраст воспитанниц не должен был превышать 12 лет и не должен был быть младше 10 лет. Девочки моложе 10 лет могли быть приняты только по чрезвычайным обстоятельствам, рас- смотренным в Совете «Женского Патриотического общества»; такие девицы должны были пребывать в училище на три года дольше положенного срока. Курс обучения был рассчитан на 8 лет. Девицы принимались как на частное, так и на казенное иждивение. В зависимости от того, кто вносил плату за обучение, они делились на воспитанниц и пансионерок. Воспитанницами Патриотического института являлись дочери разорив- шихся дворян. Большая часть из них, по-видимому, возвращалась в семьи родителей или родственников. Некоторые определялись на должности учи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=