ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14
42 лы из-за ковида. Однако данное слово имеет уже иную эмотивно-оценочную интерпретацию: положительную оценочность и эмотивность одобрения. Слово генерирует коннотации свободы, радости. Появление данных слов, их семантика отражает влияние повседневности на язык. Эти лексемы, вне всякого сомнения, являются однодневками и скоро выйдут из активного употребления. Однако они останутся в истории лекси- кологии как свидетельства незримых ценностей дня сегодняшнего. И. Ю. Токарева Приёмы работы с текстами о знаках культуры Аннотация. В статье рассматриваются приёмы работы с текстом, описывающим культурные знаки. Ключевые слова: текст, культура, компетенция, обучение языку, символ. Работу по развитию культурно-языковой компетенции обучающихся, под которой мы понимаем готовность личности осуществлять процедуру культурной референции (Токарева, 2016), целесообразно осуществлять с опорой на тексты. Их можно разделить на тексты, в которых культура пред- ставлена непосредственно, и тексты, в которых культура представлена опо- средованно. Ю.М. Лотман учит, что текст является основной формой суще- ствования и хранения культуры (Лотман, 2007). Данное замечание касается текстов, непосредственно отражающих культуру. Это то множество произ- ведений искусства, с которыми учащиеся знакомятся на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Каждый из этих текстов отражает идеологию своей эпохи. Учитель должен погрузить обучающегося в культурное пространство, познакомить его с ак- туальными для людей той или иной культурной эпохи ценностями, увидеть знаки культурной парадигмы. Другая группа текстов посвящена описанию знаков культуры, которое сделано учёными. По своему источнику это могут быть отрывки из энциклопедий, монографий, статей, в которых интерпрети- руются знаки культуры. На первый взгляд, работа с данной группой текстов кажется более простой, поскольку основной вид деятельности обучающегося будет репродуктивным. Однако эти тексты характеризуются высокой степе- нью насыщенности культурологического материала, ориентированы на го- товность читателя воспринимать предложенную информацию (то есть рас- считывают на знание теоретических категорий культуры). Являясь своего рода обобщением непосредственных текстов, они апеллируют к фоновым знаниям адресата. Перед учителем стоит задача актуализации когнитивной базы обучающихся в аспектах теоретических знаний о категориях культуры и непосредственных текстов культуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=