ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14

35 нако наиболее существенными для данного феномена являются те, в основе которых лежит коммуникативный, когнитивный и культурный аспекты. Литература 1. Ковшова, М.Л. Семантика и прагматика эвфемизмов [Текст] / М.Л. Ковшова. – М.: Гнозис, 2007. – 320 с. 2. Крысин, Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русское сло- во, своё и чужое [Текст] / Л.П. Крысин. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – С. 262-286. 3. Радбиль, Т.Б. Человеческий фактор в языке: лингвистическая прагма- тика и теория речевых актов (основные термины и понятия) [Текст] / Т.Б. Радбиль. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2006. – 60 с. 4. Токарев, Г.В. Языковой оберег как лингвокультурная единица [Текст] / Г.В. Токарев // Когнитивно-дискурсивная лингвокультурология и стилисти- ка. Материалы научной школы - 2014. – Тула: С-Принт, 2015. – С. 5-7. Т. В. Сафонова Языковые способы актуализации этнокультурных стереотипов (на материале детективов Б. Акунина) Аннотация. В статье рассматривается проблема экспликации устойчивых представ- лений о русских посредством языковых единиц на материале детективной прозы Б. Аку- нина. Анализируются единицы различных уровней языковой системы как потенциально способные к передаче этнокультурных смыслов, выделяются наиболее частотные в идио- стиле писателя языковые элементы, являющиеся маркерами культурных установок и сте- реотипов. Ключевые слова: стереотип, культура, фонетические средства, лексические средства, грамматические средства. Активное использование понятия «стереотип» в науке стало возможно благодаря трудам американского социолога У. Липпмана, назвавшего стерео- типами «упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «кар- тинки мира» в голове человека (образы сознания), которые экономят усилия при восприятии сложных объектов мира и защищают его ценности, позиции и права. Это принятые в исторической общности образцы восприятия, филь- трации, интерпретации информации или распознавания и узнавания окружа- ющего мира, основанные на предшествующем социальном опыте» (Щекоти- хина И.Н., 2008, 69). Антропоцентричность современной научной парадигмы объясняет воз- росший интерес к феномену стереотипичности. В зависимости от сферы научных интересов термин уточняется: выделяются стереотипы социальные, культурные и этнокультурные, коммуникативные и пр.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=