ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14

27 конными. Но есть ряд концептов, которые были импортированы из других культур. Например, большое влияние оказало христианство, которое было официально принято в 988 году. Другой, не менее важной особенностью обрядовой лексики является эталонизированность . «Эталон – это сущность, измеряющая свойства и качества предметов, явлений, объектов » (Токарев Г.В., Токарева И.Ю., 2016). Эталон на социаль- но-психологическом уровне выступает как проявление нормативных пред- ставлений о явлениях природы, общества, о человеке, об их качествах и свойствах. Эталон содержит в себе в скрытом виде предписания, он влияет на избирательность и оценку. Большинство магических действий уже предполагают какую-либо оцен- ку тем или иным фактам от совершающего. Стоит также отметить, что риту- алы направлены на нормализацию явлений природы, отношений людей. Дру- гим немаловажным термином является стереотип . Стереотип – это тип, су- ществующий в мире, он измеряет деятельность, поведение и т.д. Стереотипы поведения как важнейшие среди стереотипов могут переходить и на ритуалы. Разница между ними в том, что при реализации стереотипа человек может не осознавать целей, ради которых действие совершается. Стереотипы, страхи и желания подталкивают человека для совершения того или иного ритуала. Например, счастливый человек должен быть бога- тым, а также с полной семьей. Для ритуалов, как и для многих других тек- стов, характерна символизация . Для ритуалов более характерны квазисим- волы – «знаки, концентрированно отражающие наиболее важные, обобщен- ные аспекты в представлениях о мире» (Токарев Г.В., Токарева И.Ю., 2016). В текстах магической направленности отображено примитивное мировоззре- ние людей по каким-либо вопросам. Например, богатство – это благо и цель, а одиночество влечет за собой несчастье и даже осуждение общества. Наиболее значимым в изучении ритуальных текстов является понятие « языковые обереги », знаки, которые выполняют защитную функцию. Как правило, большинство ритуальных текстов направлено на защиту и помощь выполнявшего ритуал. Значительная часть магических текстов имеет поло- жительную семантику. Например, для русской лингвокультуры характерны обряды и заговоры на здоровье, любовь, богатство, процветание семьи, а также защиту от злых духов и нечисти. Приведем пример: «Чтобы ребенка уберечь от сглаза, надо взять воды, три серых камеш- ка, три ложки; в блюдо налить воды, чтобы она пробежала по ложкам. Это делают на заре на печном шестке. Этой водой ребенка надо умыть: намочить темя, грудь, а потом дать попить. Затем выйти на улицу, вы- лить и проговорить: « С лесу пришло, на лес пойди, с ветру пришло, на ве- тер поди, с народу пришло, на народ поди ». Три раза проговорить» (Рус- ские заговоры и заклинания, 1998). Представленный ритуал сопровождается текстом, который направлен на снятие сглаза с ребёнка. Выполняющий его просит, чтобы сглаз ушёл туда, откуда пришел. Текст тесно взаимосвязан с действиями, которые необходи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=