ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14

26 4. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты [Текст] / В. Н. Телия. – М.: Школа «Язы- ки русской культуры», 1996. – 288 с. – Текст: электронный. 5. Токарев, Г. В., Токарева, И. Ю. Введение в лингвокультурологию [Текст]: Учеб. / Г. В. Токарев, И. Ю. Токарева. – Тула: ТППО, 2016. – 172 с. – Текст: непосредственный. Н. А. Найдич Ритуал в контексте лингвокультурологии Аннотация. Статья посвящена осмыслению необходимости изучения ритуала в кон- тексте лингвокультурологии. В работе представлены особенности взаимодействия языка и культуры на примере обрядовой лексики. Ключевые слова: лингвокультурология, язык, культура, ритуальные тексты, обрядо- вая лексика. Ритуал – это не только составляющая религиозных культов, но и куль- туры в целом. Он сочетает в себе важнейшие черты той или иной эпохи, в ко- торой он функционировал и постепенно формировался. Ритуал являлся объектом исследования религиоведов и историков, но уже в XX веке он начал привлекать внимание специалистов в области линг- вистики, семиотики, психологии и культуры. Такое сложное и разносторон- нее явление требует усилий профессионалов различных дисциплин. Именно поэтому особо актуальным становится развитие культурологического и лингвистического подхода к анализу ритуала. Именно лингвокультурологи- ческий подход дает возможность понять сущность и структуру ритуала, ха- рактер взаимодействия его различных составляющих. Как отмечает Н.И. Коновалова, « под ритуальным текстом понимается не последовательность написанных или произнесенных слов, а некая последо- вательность действий и обращения к предметам, имеющим символический смысл, и связанная с ними речевая последовательность » (Коновалова Н.И., 2007, 16). Сакральные тексты – это речевые произведения, содержащие в себе скрытый контекст, символы, знаки, а также определенные схемы действий для реализации того или иного обряда. Ритуальная лексика напрямую связана с культурными и национальными особенностями, которые формируют опре- деленные концепты таких текстов. «Концепт – устойчивая языковая идея, имеющая традиционное выражение» (Токарев Г.В., Токарева И.Ю., 2016). Ритуальные концепты во многом схожи у большинства народов. Так, для славянских культур характерны следующие концепты: « Любовь », « Здоро- вье », « Семья », « Природа » и др. Именно концепты являются предметом линг- вокультурологического подхода изучения ритуальных текстов, т.к. именно они определяют назначение обряда. В большинстве своем они являются ис-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=