ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14

25 сти употребления прецедентных имён, неосознанность высказывания, незна- ние первоисточника прецедентного текста. Таким образом, на уроках русско- го языка и литературы будет правильным акцентировать внимание не только на теоретическую составляющую данных имён, но и на то, смогут ли учащи- еся применять их в своей речи – уметь ими свободно пользоваться. На первом этапе работы учитель может предложить определить, откуда взяты прецедентные тексты. Целесообразно подбирать фразы, взятые из ху- дожественной литературы, изученной ребятами или изучаемой в данный мо- мент на уроках литературы. Например, 1)А судьи кто? 2) Быть или не быть? Вот в чём вопрос 3) Служить бы рад, прислуживаться тошно 4) Я не старушку убил, я себя убил Следующая работа должна быть самостоятельно выполненная учащими- ся: найти прецедентные имена или цитаты, которые стали прецедентными, из литературных текстов. Возможно включение этого задания на различных те- мах русского языка: изучение знаков препинания, отработка орфограмм и правил. Одной из ведущих форм работы в старших классах является сотрудни- чество. Можно предложить выполнить задание в парах: разыграть речевую ситуацию в формате диалога, где в качестве говорящих вступают персона- лии, ставшие нарицательными: Онегин, Раскольников, Гомер, Ромео, Анна Каренина, Обломов, Чичиков. Домашним заданием может стать сочинение-рассуждение с правильным включением в него прецедентного имени, текста, высказывания. В рамках изучения темы по русскому языку «Афоризмы», можно дать задание ˗ выпи- сать понравившиеся цитаты, которые стали крылатыми, а на занятии попро- бовать дать отгадать одноклассникам. Не стоит забыть про различные формы промежуточного контроля: те- сты, открытые вопросы, выбор вариантов. Это поможет последить знания учащихся и усвоение материала. В заключении, хочется отметить огромную значимость прецедентных текстов для современного общества. На уроках русского языка учитель дол- жен проводить работу с прецедентными текстами, включая их в темы изуча- емого курса. Ведь благодаря этому, мы сможем сохранить культурные осо- бенности своего родного языка. Литература 1. Караулов, Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоцио- тивно-вербальной сети [Текст] / Ю. Н. Караулов. – М.: И-т языкознания РАН,2000. – С. 191–206. 2. Маслова, В.А. Лингвокультурология как наука о наиболее культуро- носных языковых сущностях / В. А. Маслова. Текст: электронный// В. А. Маслова, 2014. –№16. – С. 78–90. 3. Подрезова (Горохова), Д.В. Важность содержания прецедентного имени для изучения языкового сознания [Текст] / Подрезова Д.В. – М.: МГПУ, 2014. – С. 46–51.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=