ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14

24 мируется через изучение общеизвестных литературных текстов, а значит, введение прецедентных имён в школьную практику должно быть постепенно и целесообразно. Человек соотносится с определённой национальной культурой, у кото- рой в свою очередь имеются свои особенности языкового сознания, литера- туры и истории. Язык, являясь средством общения между людьми, выражает закономерности культурных традиций современного общества. Речь совре- менного человека активно пополняется новыми словами, к ним относятся и прецедентные имена. Что же будет являться источником прецедентности? В первую очередь, это литература, кино, музыка, СМИ, политика и история. Прецедентными именами могут выступить исторические персоналии, поли- тические личности, имена героев художественной литературы, как русской, так и мировой. Например, Наполеон, Базаров, Бах, Шекспир. Н.Ю. Караулов разграничивает три способа выражения прецедентных текстов: натуральный, вторичный и семиотический. Для нас представляет интерес первый вид, как он используется в учебной практике и в анализе ху- дожественных текстов. Коммуникативная функция языка подразумевает абсолютное понимание говорящих, поэтому без знаний смысла прецедентных имён невозможно пол- ноценное общение. Понятие прецедентности относительно. Со сменой поколения уходят на периферию имена, понятные представителей одного или нескольких десяти- летий. Например, Павлик Морозов, Женька Комелькова. Они могут вернуть- ся в язык, но уже в другой ассоциации, или же совсем исчезнуть. А есть и та- кая категория прецедентных имён, которая отражается в сознании людей в течение многих веков. С чем это связано? В настоящий момент значения прецедентных имён для современной молодёжи являются более узкими и не соответствуют пониманию их в сознании старшего поколения. Это связанно и с уровнем современного образования, с той средой, в которой происходит социализация личности подростка. Это объясняется быстрой сменой номен- клатуры прецедентных имён, сужением значений. Основная причина, на наш взгляд, кроется в незнании истории своей страны, литературных художе- ственных произведений, влиятельных персоналий. По мнению Ю.Н. Караулова, знать прецедентные имена - это 'значит принадлежать к данной эпохе и её культуре', а незнание, наоборот, 'есть предпосылка отторженности от соответствующей культуры'. (Караулов Ю. Н., 2000, 192). Формирование культурной личности происходит уже на ранних этапах развития человека, однако, осознанным оно становится в старшем школьном возрасте. Именно в этот период подросток выбирает себе жизненный ориен- тир, хочет быть часть общества, быть ему полезным. Это всё невозможно без речевой культуры, так как речь и умение владеть языком отражает культур- ную готовность образованной личности к жизни. В своей педагогической практике учителя выявили ряд проблем, кото- рые возникают у современных школьников: непонимания смысла и уместно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=