ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14

17 западного общества: «Постпостмодернизм нуждается в новом собственном ярлыке, и я подвожу итог: бросаю вызов читателям самим найти его и дать ему имя собственное в двадцать первом веке» (Hutcheon L., 2002, 181). Уче- ная полагает, что постмодернизм в конечном счете исчезнет потому, что оказался слишком результативным (и одновременно с этим опасным) в каче- стве контрдискурса, имевшего политические импликации для разнообразных социальных движений. В итоге дискурс постмодернизма потерял описатель- ную силу и, самое существенное, силу репрезентации. Итак, в 2013 году литературовед Кристиан Морару ввел в научный обо- рот термин «космодернизм». Это новый пласт глобальной культуры, подра- зумевающий многостороннюю глобализацию. Здесь представлены только некоторые из этапов развития пост- постмодернизма, но они подтверждают, что этот процесс актуален. Ни одно из этих положений не является доминирующим в социально- философском дискурсе и в обсуждениях философии культуры; также редко какая из концепций обходится без цитирования Ф. Джеймисона. Тем време- нем при взаимодействии они дают синергический эффект: создается пред- ставление, что мы действительно существуем в период безвременья, нужда- ющегося в интерпретировании. Часть рассмотренных теорий не находит под- держки, другие уходят на передний план. В часности, к проекту метамодер- низма присоединились Элисо Гиббоне (альтермодернизм), Рауль Эшельман (перформатизм) и Джош Тот (реновализм), опубликовав в сборнике, посвя- щенном метамодерну, свои статьи (Аккер ван ден Р., 2020, 14-58). Критический теоретик и медиа-активист Герт Ловинк в 2017 году, кри- тикуя социальные медиа, заметил, что мы больше не живем с «иллюзией конца» (одна из характерных черт постмодерна), «и это главное отличие от поколения 1968-го: мы живем с жутким чувством, что что-то едва началось». Он приходит к выводу, что «нас затягивает в непрерывное состояние ретро- мании» (Ловинк Г., 2019, 63). Очевидно, речь идет о «ностальгии по настоя- щему», однако Ловинк утверждает: «Внутри псевдособытий нет никакой хронологии, не говоря уже о конце. Мы по ту сторону терминального про- цесса и постмодернистского лоскутного одеяла» (Ловинк Г., 2019, 64). Как правило, авторы различных направлений пост-постмодернизма про- должают тенденции в развитии искусства почти во всех сферах общества, упуская из виду экономику, политику и религию. Это можно было бы посчи- тать существенным недостатком текущих теорий. Таким образом, из-за того, что ни один из исследователей, упраздняю- щих постмодернизм, не смог лидировать в борьбе за язык описания нынеш- ней культуры, наилучшим вариантом было бы наименовать все перечислен- ные концепции пост-постмодернизмом. Сами же приверженцы альтернативы «ушедшей эпохи» умышленно избегают семантической связи с пост- постмодерном по той причине, что они таким способом включаются в направление постмодерна и развивают его, что является ошибочным. Как подчеркнули метамодернисты, синтаксически такая приставка точна, но се- мантически ‒ нет.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=