ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14

16 Ключевые слова: постмодерн, постмодернизм, пост-постмодернизм, литературный процесс, культура, критика. Литературный термин «постмодернизм» известен своей непростой судь- бой. Его развивали в философии, искусстве и социальной теории, однако культура и современные реалии менялись параллельно. Теоретики постмо- дернизма (Фредрик Джеймисон, Брайан Макхейл и др.) отказались от данно- го понятия с началом возникновения эпохи глобализации. Мир не мог беско- нечно находиться в «вечном настоящем», как это сформулировал Ф. Джей- мисон (Джеймисон Ф., 2019, 100). Символом завершения постмодерна, его символической «датой смерти», по мнению некоторых мыслителей и литера- туроведов, стало 11 сентября 2001 года. Возникла ситуация, при которой начало нового тысячелетия осталось без теоретического языка описания, а потребность прояснить базовые изменения культурной и социально- политической жизни оказалась как никогда актуальной. Цифровые техноло- гии внесли изменения в социальную действительность, в связи с чем литера- тура постмодернизма перестала соответствовать новым реалиям. Концепция «пост-постмодернизм» была предложена в 2012 году амери- канским философом и культурологом Джеффри Нилоном в книге «Пост- постмодернизм, или Культурная логика своевременного капитализма». В ос- нову этого положения легла идея Джеймисона в отношении того, что пост- модерн представляет собой культурную логику позднего капитализма. При этом куда важней для понимания его позиции два ключевых термина, упо- минаемые в его работе, — интенсификация (усиление) и мутация. Опираясь на них, теоретик культуры предаст описанию все актуальные общекультур- ные тенденции. Современная культура, с позиции Нилона, не может быть осознана отдельно от доминирующих влияний неолиберализма и глобализа- ции. Исходя из этого, суждения автора сводятся к тому, что пост- постмодернизм представляет собой неолиберальный план глобализации. Первым автором-учёным, заявившем в 2000 году о том, что мы живем в «новом времени», стал Рауль Эшельман, назвав существующую эпоху «пер- форматизмом» ‒ новым направлением в искусстве и культуре, пришедшем вместо постмодернизма. В 2004 году философ Жиль Липовецки объявил, что сейчас мы живем в «гиперсовременное время», центральными характеристи- ками которого являются культ потребления, гипериндивидуализм и интен- сивность культурных изменений. В 2009 году художественный критик Ни- коля Буррио провозгласил, что настала эпоха альтермодерна, в основе кото- рого находится «идея культурных кочевников». В 2010 году культурологи Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер объявили о формировании «структуры чувства» метамодерна ‒ «сложного состояния приапизма прими- нительно к новой культуре, сменившей постмодернистскую иронию» (Аккер ван ден Р., 2020, 41). В 2002 году Линда Хатчеон, являвшаяся в своё время лидером в дискус- сиях о постмодернизме, сообщила, что постмодерна больше не существует, и объявила открытым дискурс на новый язык описания культурного состояния

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=