ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 14

14 Текст, являясь в традиционном понимании связной последовательно- стью определенных символов (слов и предложений – в языке, звуков – в му- зыке, цвета – в живописи, кадров – в кинофильме), имеет смысловую завер- шенность и целостность. В цифровой реальности он «перестает быть авто- номным образованием» и «строится из предыдущих текстов в процессе по- стоянной переработки и реинтерпретации», приобретая различные формы. (Удод Д. А., 2013, 91). Так, гипертекст представляет собой нелинейную систему текстовых единиц различных знаковых систем (в том числе фото-, аудио- и видео- ил- люстраций), объединенных с помощью перекрестных ссылок по тематическому, хронологическому, персонологическому принципам. При этом отсылки, направляя по заданной траектории, расширяют содержание основного (исходного) текста, позволяя реципиенту (читателю, пользователю) самостоятельно определять объем и глубину получаемой информации, но не дают возможность повлиять на продуцируемый текст. Кибертекст – принципиально новая текстовая организация, функцио- нирующая в электронном языковом пространстве, «единый, цельный, свя- занный, завершенный тип мультимедийного текста, порождаемый в кибепро- странстве, выраженный разными символами (знаками), охватывающий большое семиотическое пространство с единым содержанием и единым смысловым образом, киберобразом» (Акишина А. А., Тряпельников А. В., 2015, 51). Термин «кибертекст» (англ. Cybertext) был введен поэтом-фантастом Б. Бостоном применительно к части эргодической литературы (1997 г.). Он произвел его от слова «кибернетика» (kybernetes (др. греч.) – рулевой), при- думанное Н. Вайнером в книге «Кибернетика, или контроль и коммуникация у животных и машин» (1948 г.). Как и другие типы нелинейных текстов, кибертекст обладает следую- щими свойствами: «дисперсностью структуры, композиционной нестабиль- ностью, мультимедийностью, интерактивностью» (Дедова О. В., 2008, 152). Принципиальным же отличием становится концепция обратной связи . Реци- пиент является не сторонним наблюдателем – читателем, а активным участ- ником, который самостоятельно строит «архитектуру образов» текста, опи- раясь на предложенные данные и используя по своему усмотрению те или иные гиперссылки. Например, кибертекстами можно считать следующие произведения: «12 Blue» М. Джойса, «Stir Fried Texts» Д. Эндрюса, «Сто ты- сяч миллиардов стихотворений» Р. Кено. В них присутствует множество сю- жетных линий, развитие которых зависит от выбора читателя. Намеренный (или случайный), он позволяет дописать историю, предложенную автором, самостоятельно. Основной идеей кибертекста становится не столько поиск необходимой пользователю информации, сколько сам процесс ее получения. Кибертекст не имеет непересекаемых границ, что способствует «умно- жению граней реальности», возникновению нестандартных ассоциативных связей, «формированию мультипликативных эффектов, порождающих новые смыслы» (Синельникова Л. Н., 2017. Т. 21, 805).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=