ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 13

К художественному тексту относятся: повести, рассказы, романы, пьесы, фольклорные произведения, которые оказывают эмоциональное и экспрессивное воздействие на читателя и возбуждают реакцию эстетического порядка и он образует две составляющие: 1) семантическая сторона – система; 2) концептосфера – это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Использование оппозитивов в художественном тексте, а именно в поэзии придаёт стихотворению выразительность речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи, а также выражение противоположности. В школьном курсе русского языка изучаются все его разделы: фонетика, лексика, морфология, орфография, синтаксис и пунктуация. В русском языке есть понятия, которые описывают эти разделы. Подробнее остановимся на лексике, так как данный раздел описывает следующие понятия: значения слов, лексико-семантические категории (антонимия, оппозитивы, синонимия, омонимия, конверсивы), архаизмы, неологизмы, иноязычные слова, исконно русские слова, фразеологические обороты. В связи с расширенным понятийным набором в лексике русского языка слов, возникла необходимость в разработке принципов изучения данного раздела и понятий. Обратимся к статье М. Т. Баранова, который выделил следующие общеметодические принципы изучения разделов науки о языке: 1. «Лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматических значений слова), т.е. где лексическое значение – это предметно-вещественное содержание, а грамматическое значение – это обобщенное языковое значение. Например, лук (оружие) и лук (овощ), они будут омонимами, так как имеют одинаковое написание и звучание, но имеют разное значение» (Баранов, 2001, 140). 2. «Системный (учет всех элементов лексической парадигмы). Данный принцип обычно используется при изучении многозначных слов, омонимов, а также слов с противоположным значением» (Баранов М.Т., 2001, с.140). 3. «Контекстный (рассмотрение слова в его синтагматических связях в достаточном контексте)» (Баранов, 2001, 140). 4.«Лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания)»(Баранов, 2001, 140). Выше представленные принципы изучения лексики в школе, дают возможность обучающимся изучить сущность слова, а также умение выявлять семантику разных слов из текста. В раздел лексики входит изучение таких понятий как омнонимы, синонимы, фразеологизмы, неологизмы, оппозитивы. Подробнее остановимся на последнем. В связи с изучением оппозитивов (антонимов) в школе у обучающихся формируются следующие лексикологические задачи: 1) выявлять антонимы в тексте; 2) образовывать пары антонимов; 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=