ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 13

Литература 1.Толстой, Л.Н. Дневники 1847-1854 гг. / Л.Н. Толстой // Полное собрание сочинений : в 90 т. Т. 49. – М.: РГБ, 2006. А.С. Шумакова Тула, Россия Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Изучение лингвокультурных основ оппозитивов в поэзии Б. Ахмадулиной в рамках внеурочного мероприятия обучающихся В лексике русского языка существуют семантические и стилистические отношения между словами, среди семантических отношений выделяют: антонимические (оппозитивы), онтонимические, синонимические, которые, в свою очередь обозначают либо сходство явление, предметов, либо их различие. Подробнее остановимся на лексических оппозитивах. Следует обратиться к работе Г. В. Токарева в которой даётся определение оппозитивов: ‘Лексические оппозитивы – это слова с противоположным значением. К лексическим оппозитивам следует отнести конверсивы и антонимы’ (Токарев Г.В., 2016, 73). Следовательно, оппозитивы – это антонимы и конверсивы, так как данные понятия обозначают противопоставление. Лексические оппозитивы как и любое явление в лексике имеют классификации и функции. Выделяют семантические и стилистические функции оппозитивов. К семантическим функциям Л.А. Новиков относил следующие: ‘1) Соединение противоположностей; 2) Противопоставления со значением противопоставления; 3) Выделение со значением противопоставления; 4) Охват со значением охвата всего класса предметов, явления, качества, разделенных на противоположности; 5) Характеристика среднего звена; 6) Превращение со значением превращения одной противоположности в другую, отождествления их; 7) Х||У, где в качестве формального синтаксического средства выражения семантических отношений выступает интонация соединения, перечисления и противопоставления; 8) X или Y с двумя основными видами семантических отношений: разделительной и соединительно-разделительной; 9) То X, то Y c основным значением чередования, последовательности фактов, из которых один не может быть одновременно с другим, исключая другой, но возможен после другого’.( Новиков Л.А.,1973, С. 247-250). Среди стилистических функций Г.В. Токарев отмечает следующие: ‘1. Оксюморон – соединение несовместимого для создания противоречивого образа; 2. Антитеза – сравнение противоположных признаков, присущих, 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=