ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 13

очередь, русского и, затем, других славянских языков), для теологов первостепенное значение имеет понимание и определение места старославянского памятника письменности в контексте православной культуры (культурологический аспект), то есть изучение древних текстов в аспекте их историко-лингвистического и культурологического толкования, в тесной связи с религией, культурой, просвещением. Из этого вытекает и основополагающая цель дисциплины для теологов – грамотные чтение, перевод и интерпретация религиозных текстов славянского происхождения. Для осуществления именно этой цели предлагается курс «Старославянский язык», который призван помочь студентам осознать важную роль, которую сыграл язык в контексте славянской культуры (культурологическая составляющая преподавания). Кроме того, студентам необходимо уметь разбираться в сложной структуре старославянского текста, для чего им даются сведения по фонетике (для чтения текста), лексике (для понимания семантического ядра текста), грамматике (для перевода текста, установления связей детерминации между частями текста) – лингвистическая составляющая преподавания. Достижение данной основополагающей цели курса не представляется возможным без формирования у студентов умений и навыков филологического анализа текста. Филологический анализ текста предполагает обобщение и синтез данных лингвистического, стилистического и литературоведческого анализа. Цель филологического анализа заключается в том, чтобы показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста и их соответствие замыслу автора культурологический статус текста, что неразрывно связано с формированием коммуникативной компетенции, конкретных навыков и умений осуществлять разные виды анализа текста (Болотнова Н.С., 2006, 23). Для филологического анализа старославянских текстов основополагающим является понимание взаимной обусловленности культурологического статуса текста и его лингвистического наполнения. Таким образом, определяя культурологический аспект преподавания старославянского языка как основополагающий для теологов, следует рассмотреть возможность формирования у студентов умений и навыков филологического анализа старославянских текстов. Текст как одна из основных единиц коммуникации является основой изучения и современных языковедческих дисциплин, так как анализ любого лингвистического явления может осуществляться в контексте, ввиду того что ни одна языковая единица не функционирует изолированно. Текст – результат речевой деятельности. Он строится по абстрактным грамматическим схемам, по обобщенным правилам, но имеет конкретное лексическое наполнение, заключает конкретный фрагмент «картины мира», имеет собственную семантику. Прежде всего, любой текст анализируется с 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=