ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 13

Численность союзных слов каков, откуда остается постоянным за исследуемый период. Количество союзных слов какой , чей, сколько , отчего увеличивается. Можно сказать, что среди самых частотных союзных слов не наблюдается значительных изменений, более резкие колебания в частотности заметны среди малочастотных союзных слов. Следует отметить семантическое разнообразие союзных слов на протяжении всего исследуемого периода. 4. Наиболее активно в качестве опорного слова используется глагол. В современный период его продуктивность немного снижается. Возрастает частотность деепричастий, кратких причастий и предикативных наречий. Уменьшилась активность в роли опорных слов имен существительных, компаративов и фразеологических оборотов. 5. Коррелятивная связь в изъяснительных СПП в поэтических текстах является продуктивной, средняя частота ее составила 23,6%. Наиболее активно корреляты используются в 90-е годы ХIХ века. В современный период их активность незначительно снижается. В прозаических художественных произведениях коррелятивная связь используется реже, но колебания в частотности довольно схожи – увеличение активности к концу ХIХ века и некоторое сокращение к современному периоду. 6. В языке поэзии и художественной прозы основной позицией придаточного по отношению к главному предложению является постпозиция. В обследованном материале отмечена тенденция к снижению СПП с препозицией придаточного предложения в 1,6 раза. В языке художественной прозы отмечен обратный процесс – продуктивность подобных СПП выросла в 1,9 раза. Продуктивность придаточных предложений в интерпозиции увеличилась в 2,5 раза. В прозаических произведения наблюдался обратный процесс – сокращение употребления таких конструкций в 1,2 раза. Литература 1. Беднарская Л.Д. Основные закономерности в развитии сложного предложения в языке русской художественной прозы ХIХ-ХХ столетий. – М.: Прометей, 1994. – 196 с. 2. Ефимова Т.Г. Изменения в семантике и структуре сложноподчиненных предложений изъяснительного типа на материале языка художественной прозы с 20-30 гг. ХIХ в. до 70-80-х гг. ХХ века. – Дис. … канд. филол. наук. – Орел, 1984. – 221 л. 3. Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебное пособие для 10-12 кл. веч. (смеш.) и заоч. шк. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1999. – 334 с. 4. Русская грамматика. – Т. II. – М.: Наука, 1982. – 710 с. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=