ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 13

время голода в Новгороде он ежедневно кормил из своих житниц по несколько сотен человек и старался никого не оставить без помощи. В 1652 г. Никон был посвящен в патриархи и на этом посту продолжал заботиться о бедных. Первая супруга Алексея Михайловича Мария Ильинична и вторая – Наталья Кирилловна также занимались благотворительностью. Мария расходовала значительные суммы на бедных и на выкуп пленных, а царица Наталья, по преданиям, «темницы и больных довольствовала подаянием, посещая их ночью: одежду, сшитую своими руками, раздавала неимущим». Примеру царя следовали его вельможи и духовенство. Из бояр особенно известны Артамон Сергеевич Матвеев, переписавший в пользу бедных, по обычаю того времени, Божественные книги. Предание называет его «писателем нищих, сирот и вдов». Князь Яков Черкасский построил в Московском Новоспасском монастыре больницу с церковью во имя св. Николая Чудотворца (Гаврилина Н.А., 2014, 64). Но особенно отличился в сфере благотворительности воспитатель сына царя, царевича Алексея, боярин Федор Михайлович Ртищев. Во время походов Ртищев заботился о раненых, уступал больным свое место в коляске. На свои средства он построил много больниц и богаделен в разных городах России, собирал туда больных и неимущих, определял врачей и снабжал всем необходимым для содержания. При выздоровлении выписывавшиеся из больниц и отправляющиеся домой бедняки получали от Ртищева значительное денежное пособие. Во время голода в Вологде он продал свои драгоценности и вырученные деньги отослал архиепископу Симону для бедных. Жители города Арзамаса получили в безвозмездное пользование имения Ртищева. Как приближенный царя Алексея Михайловича, Ртищев имел влияние на царя и царицу Марию Ильиничну, от которых получал большие субсидии на благотворительность. Развитие законодательства в сфере благотворительности и общественного призрения по сравнению с социально-экономическими процессами в России происходило с опозданием. Для России была характерна массовая благотворительность от населения в виде милостыни. Нищенство, выросшее на благоприятной почве бесконтрольной подачи милостыни всякому просящему, чрезмерно развилось и разрослось, что привело государство к необходимости борьбы с ним. В конце XVII в. государство предпринимает попытку взять под контроль призрение и благотворительность. Это не устранило церковь от дела призрения и поставило ее наряду с другими государственными и общественными организациями. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=