ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 13
Глава 7 Уложения устанавливала количество сбора денег с московского государства на выкуп пленных. Вместе с тем определялся размер выкупа с учетом звания пленных и обстоятельств, при которых они попали в плен. Сбор денег осуществлялся со служилых людей, с посадских дворов, уездных и монастырских вотчин. Все суммы поступали в посольский приказ и записывались в особые переписные книги. Размер выкупа равнялся 15-40 рублям с человека (Полное собрание законов Российской империи. Т.1., 1830, гл. VIII). В 1653 г. Алексей Михайлович издает Кормчую книгу. В ней помещены догматы, принятые православной церковью, и гражданские законы о делах, которыми управляло духовенство. К этим делам отнесено и общественное призрение. Наконец, при Алексее Михайловиче был учрежден Полоняничный приказ, в ведении которого находились все пленные и денежные сборы на выкуп, и приказ создания богаделен. Оба приказа значатся по записным книгам: первый – 1668 г., второй – 1670 г. (Благотворительная Россия,1901, 80). По представлению тобольского архиепископа Симеона в 1656 г., в 760 верстах от Тобольска, близ реки Оби, царь приказал построить Кандинский мужской монастырь для призрения старых, увечных, безродных и беспомощных, также для вотяков, обращавшихся в христианство. Преступники, сосланные в Сибирь, пользовались благодеяниями Алексея Михайловича, который, по примеру своего отца, из личных доходов доставлял им все нужное для жизни и пропитания (Благотворительная Россия,1901, 80). Ближайшим своим сотрудником и помощником в делах общественного призрения царь избрал архимандрита Никона. Знаменитый иерарх, как известно, пользовался расположением и благосклонностью Алексея Михайловича. Все свое влияние Никон употреблял на пользу бедных и больных, вдов и сирот. На Никона царь возложил обязанность принимать прошения от «обиженных и бедностью угнетаемых» и делать ему соответствующие доклады. Таким образом, Никон стал ходатаем и заступником за беспомощных, вдов и сирот перед царем. Все обиженные судьбой толпами шли к архимандриту и получали поддержку в своих нуждах. По окончании заутрени Алексей Михайлович не выходил из церкви, выслушивал просьбы бедняков, подписывал указы и для исполнения вручал их Никону. Назначив Никона митрополитом в Новгороде, царь поручил ему продолжать и там свою благотворительную деятельность. Никон оправдал надежды и намерения Алексея Михайловича. В Новгороде было устроено четыре дома для призрения бедных, вдов, сирот и престарелых. На содержание этих домов царь выделил значительные суммы. Никон лично посещал богадельни и тюрьмы, в которых выслушивал все жалобы. У Никона были специальные суммы, предназначавшиеся бедным, которые он выдавал ежедневно. Помимо этого, Никон никому не отказывал в помощи и всегда готов был пожертвовать всем для оказания благотворительности. Во 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=