ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 13
экономических условий внутри страны, но и нерешенных внешнеполитических проблем. В эту сложную эпоху духовенство оказалось на высоте своего призвания и протянуло руку помощи народу. Знаменитый в истории России московский Троице-Сергиев монастырь особенно отличался благотворительностью. Этот монастырь, осажденный польским главнокомандующим Сапегой, имел на своем попечении около 15 тысяч человек. После снятия осады поляками, монастырь продолжал служить пристанищем для бедных и немощных людей. Призрение и пособие оказывалось всякому безвозмездно. При монастыре были построены особые дома и больницы для оказания помощи раненным на войне и больным. Главными деятелями благотворительности Троице- Сергиева монастыря были келарь Авраамий Палицын и архимандриты Иосиф и Дионисий. Келарь Авраамий известен еще тем, что во время жестокого голода в Москве, стремясь помочь народу, открыл монастырские житницы (магазины) и продавал хлеб по весьма умеренным ценам, чем совершенно расстроил планы корыстолюбивых искателей наживы в народном бедствии. Они были вынуждены значительно снизить цены, чем облегчили положение народа. Известно, что в начале царствования Михаила Федоровича управление делами общественного призрения и благотворительности было поручено Патриаршему приказу. В распоряжении приказа находились остатки от патриарших и монастырских доходов и различные сборы. Приказ заведовал больницами, богадельнями, сиротскими домами и прочими благотворительными учреждениями. Впоследствии, кроме Патриаршего приказа, был основан еще Аптекарский приказ, в ведомстве которого сосредоточивались заботы о призрении больных и немощных. По информации отечественных и иностранных исследователей, царь Михаил Федорович отличался внимательным отношением к благотворительным делам. Во время неурожая и других народных бедствий он оказывал населению помощь из личных средств, проявлял заботу о сосланных в Сибирь преступниках. Отец царя патриарх Филарет Никитич также занимался благотворительной деятельностью. Помимо общего направления дел в Патриаршем приказе, находившемся в непосредственном ведении Филарета, патриарх лично создавал различные благотворительные учреждения. В 1626 г. он основал в Москве особый больничный монастырь во имя св. Федора (Благотворительная Россия,1901, 79). После смерти Михаила Федоровича на престол вступил его сын Алексей Михайлович (1645 - 1676 гг.). Царствование Алексея Михайловича можно назвать эпохой русского законодательства. Судебники Ивана III и Ивана IV устарели и оказались совершенно непригодными к условиям и потребностям новой жизни. Россия нуждалась в прочном внутреннем устройстве и пересмотре действующего законодательства. В 1649 г. Земским собором был принят новый свод законов – Соборное уложение. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=