ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 12
37 лучшими, а которые я сделал чуть ли не из худших в жизни. Чего мне надо? Жить счастливо – т.е. быть любимым ею и собою, а я ненавижу себя за это время. … Должен приписать, для неё – она будет читать – для ней я пишу не то, что не правда, но выбирая из много то, что для себя одного я не стал бы писать. – То, что ей может другой человек, и самый ничтожный, быть приятен – понятно для меня и не должно казаться несправедливым для меня, как ни невыносимо – потому что я за эти 9 месяцев самый ничтожный, слабый, бессмысленный и пошлый человек. …. Ужасно, страшно, бессмысленно связать своё счастье с матерьяльными условиями – жена, дети, здоровье, богатство. (18 июня 1863 года. Толстой. Т. 48. С. 54). То, что невозможно высказать, можно дать прочитать с целью воздействия на другого человека. Приведём в пример несколько записей, в которых явно прослеживается тактика желания повлиять на образ мыслей читателя, ожидание реакции на написанное: «Она говорит: я добр. Я не люблю этого слышать, она за это-то и разлюбит меня» (3 января 1863 года. Толстой. Т. 48. С. 49). «Приливы и отливы не удивляют и не пугают меня. Изредка и нынче всё страх, что она молода и многого не понимает и не любит во мне, и что в себе она заглушает для меня, и все эти жертвы инстинктивно заносит мне на счёт…» (15 января 1863 года. Толстой. Т. 48. С. 50) «Я её все больше и больше люблю. Нынче 7-й месяц, и я испытываю давно не испытанное сначала чувство уничтожения перед ней. Она так невозможно чиста и хороша и цельна для меня. В эти минуты, я чувствую, что я не владею ею, несмотря на то, что она вся отдаётся мне. Я не владею ею потому, что не смею, не чувствую себя достойным. Я нервно раздражён и потому не вполне счастлив. Что-то мучает меня. Ревность к тому человеку, который стоил бы её. Я не стою». (24 марта 1863 года. Толстой. Т. 48, с. 53). По всей вероятности, Толстой допускал наличие читателей своего дневника до последнего года своей жизни, когда он начал писать дневник для самого себя. Позже Толстой назовёт ещё одного собеседника в своём дневнике – это Бог: «Я пишу теперь не для себя одного, как прежде, не для нас двух, как недавно, а для него». (5 августа 1863. Толстой. Т. 48. С. 55). Самоидентификация по-прежнему осуществляется через самооценку, основаниями которой на этом жизненном этапе является включённость в деятельность и отношение к другими людям. «Решил, что надо любить и трудиться, и всё». (19 сентября 1858 года. Толстой. Т. 48. С. 18). Толстой остро реагирует на свою бездеятельность и на деятельность, не приносящую, по его мнению, должного результата. 6 февраля 1858 года «Обедал у Перф(ильевых) и целый вечер. Поздно в клубе. Гадко, праздно». (Толстой, Т. 48, С. 6). 2 октября 1859 года он пишет: «Лето в хозяйстве, хандре, беспорядочности, желчности, лени».(Толстой. Т. 48. С. 21). 15 октября 1860 года от пишет: «Всё это время я занимаюсь теми делами, к(оторые) называются практическими, только. Но мне становится тяжела эта праздность. Я себя не могу уважать. И потому собой не доволен и кажется.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=