ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 12

33 необходимо предложить учащимся объяснить, как они понимают те слова, которые не были названы ими среди незнакомых. Как правило, находится еще ряд слов, нуждающихся в дополнительном толковании; - лексический диктант. Учитель диктует толкования слов, учащиеся должны определить значение слов и записать эти слова в тетради. Например: «местность, подчиненная одной власти», «предводитель войска и правитель области в Древней Руси», «футляр, сумка для стрел», «старинное холодное оружие в виде топора с длинной рукоятью», «металлический шлем с острием, заканчивающимся шишкой» и т. д. (запись в тетради: волость, князь, колчан, секира, шишак) ; - выбор. Учащимся предлагается распределить диктуемые слова в два столбика с тем, чтобы в одном оказались современные, а в другом – устаревшие слова (мрак, топи, князь, злато, курган, гоголь, перст, оплот, вьюк, колчан, волость, витязь); - определение лексического значения. Учащимся предлагается составить словарную статью к выделенному слову, используя контекст. Например: Составьте словарную статью, к выделенным словам: Если б ты привел на помощь рати, / Чтоб врага не выпустить из рук, – / Продавали б девок по ногате , / А рабов – по резани на круг («Слово о полку Игореве»). - найди отличие. Учащимся предлагается сравнить толкование лексического значения слова, используя различные словари, например, толковый словарь С. И. Ожегова и толковый словарь Д. Н. Ушакова, толковый словарь и словарь устаревших слов. Подобные упражнения будут способствовать более глубокому пониманию новых для школьников слов, но учащимся необходимы знания и о сочетаемости данных слов, употреблении их в контексте. Поэтому следующая группа упражнений направлена на введение изученных слов в активный словарный запас: - составь словосочетание. Предлагается составить словосочетания , используя предложенные устаревшие слова, например: ратный, щит, борзый, град, вещий, дивный, витязь, червленый, дух; - путаница. Учащимся предлагается восстановить предложение (В, щиты, брешет, дико, ночном, лисица, червленые, на, сумраке…; Луки, наточены, их, колчаны, позолочены, натянуты, отворены, сабли, их, шеломы); - лингвистический эксперимент. Предлагается текст с пропущенными словами (прилагательными, существительными и т. д.), который нужно восстановить, пользуясь справочным материалом; - кто больше? Учащиеся должны рассказать о предложенном слове как можно больше; - воссоединение. Предлагается найти и соединить части фразеологизмов, которые встречаются в произведении «Слово о полку Игореве…». Систематическая работа над обогащением словарного запаса учащихся при изучении художественного произведения способствует расширению активного и пассивного словарного запаса школьников, совершенствует их речевую культуру, формирует личность учащегося.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=