ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 12

32 - чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее его устная и письменная речь. В качестве средств толкования лексического значения целесообразно использовать две основные группы словарно-семантических приёмов и упражнений. 1. Приёмы и упражнения, направленные на объяснение лексического значения нового слова и закрепления его в памяти: - обращение к толковому или энциклопедическому словарю, что позволяет раскрыть смысл слова, понять его родовую и видовую характеристики, приучает учащихся работать со справочной литературой; - обращение к изображению (показ предмета или его изображения, этнографические зарисовки). Применение этого способа целесообразно при знакомстве с устаревшей лексикой; - сопоставление. Сущность этого приёма состоит в переносе значения известного слова на неизвестное по сходству (если подобран синоним) или по противоположности (если подобран антоним); - морфемный анализ. Привлекает внимание к структуре и этимологии слова; - введение слова в контекст. Каждый из вышеизложенных приёмов словарной работы имеет ограниченные возможности, поэтому для толкования слова часто используется несколько способов. 2. Приёмы и упражнения, направленные на развитие умения употреблять новые слова: - составление словосочетаний, отражающих типичную лексическую сочетаемость слова; - составление предложений с новым словом по предложенным схемам (с учётом изученного грамматического материала и пунктуационных правил); - введение нового слова в орфографические диктанты разных видов (словарный, предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, свободный и т. п.); - употребление новых слов в творческих работах; - нахождение и исправление лексических ошибок в тексте (редактирование текста). Одним из наиболее важных источников для лингвистического анализа текста, обогащения словарного запаса учащихся, формирования личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий по праву считается памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве…». В процессе изучения «Слова…» больший интерес у школьников вызывают следующие упражнения по обогащению словарного запаса: - упражнение для воспитания внимания школьников к незнакомым словам. Предлагается задание прочитать текст, выписать незнакомые слова, определить их значение по словарю. После выполнения упражнения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=