ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 12

31 использованием методических рекомендаций, остаются. А если ещё принять во внимание отсутствие у учащихся стремления к чтению произведений русской и тем более древнерусской литературы, то становится понятной обеспокоенность учителей-словесников этим вопросом. Проблема отсутствия у детей интереса к чтению отчасти вызвана тем, что ученики не понимают текст, «не узнают» слова – наименования деталей быта, эпохи и т. д. – вследствие чего теряют нить повествования и интерес к книге. Отсюда вывод: изучение любого художественного произведения в школе, а особенно классического, должно предваряться серьёзной лексической и словарно-семантической работой, поскольку незнание лексического значения слова и отсутствие у школьников привычки обращаться к словарю может привести к опасному искажению смысла авторского слова. Предварительная работа над лексическим значением незнакомых слов приведёт учащихся к «узнаванию» и пониманию текста, а в лучшем случае «увлечет творчеством данного писателя». Наибольшие трудности возникают у детей с пониманием устаревшей, диалектной и заимствованной лексики, которая становится частью их пассивного словарного запаса. Поэтому работу над некоторыми словами, которые встретятся учащимся при изучении произведений в 9-11 классах, целесообразно начинать с 5-6 классов во время изучения программных тем по русскому языку: «Устаревшие слова (архаизмы и историзмы)» (включить в качестве примеров слова из «Слова о полку Игореве…»); «Диалектные слова» (примеры из рассказов М. А. Шолохова); «Заимствованные слова» (украинизмы в произведениях Н. В. Гоголя и т.п.). Развитие речи, формирование лингвистической, языковой, коммуникативной, компетенций тесно связано с формированием взглядов учащихся на себя и окружающий мир, на понимание в нём своего места. Именно благодаря внимательной работе со словом на уроках русского языка закладываются основы, формирующие мировоззрение школьников и рождающие читателя. Систематическая работа над новыми словами приводит к тому, что учащиеся со временем фиксируют свое внимание на незнакомых словах и выясняют их значение в разных источниках. Современная методика рекомендует преподавателю, организуя работу по обогащению словарного запаса учащихся, основываться на следующих принципиальных положениях: - необходимо учитывать, что работа над словом имеет огромное воспитательное значение для формирования личности ребенка и должна быть ориентирована на будущую практическую деятельность; - анализ лексического значения слова должен проводиться прежде всего с точки зрения современного словоупотребления; - словарная работа должна проводиться систематически; - в содержание словарной работы входит пополнение словарного запаса школьников, словарно-орфографическая работа, знакомство со словом как средством художественной выразительности;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=