ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 12

29 487); «Есть же хлеб с колбасой. – Это мужчинам все равно, что жрать. Я же подожду какой-нибудь человеческой еды» (Акунин Б., 2017, 524). Если в описании внешности советского человека и при характеристике его быта автор в большей степени опирается на конкретные номинативы, то репрезентантами идеологии советского государства становятся образные средства, как правило, это развернутые метафоры и сравнения, напр.: «Рождение нового мира – дело грязное и кровавое, как всякие роды. Тут и зловоние, и утробные воды, а также послед, обрезки пуповины и прочая дрянь, идущая в мусор» [Акунин, 2017, 275]; «Умом, волей и совестью человека управляет мозг, это ЦК нашего сознания и тела» [Акунин, 2017, 174]. Образуют данную часть ИАК также прецедентные единицы – лозунги, цитаты из песен советской эпохи: «Даешь мировую революцию», «Наш паровоз вперед летит, в коммуне остановка. Иного нет у нас пути, в руках у нас винтовка» [Акунин, 2017, 156-157] и др. Чтобы выразить свою оценку господствующей идеологии, автор преобразует прецедентные единицы, использует в их контекстуальном окружении лексемы с негативной коннотацией: «Духовой оркестр мощно заиграл «Интернационал», толпа подхватила в несколько тысяч глоток. Теперь было вообще ничего не слышно, кроме истошного вопля «голодных и рабов» [Акунин, 2017, 151]. Идеологии коммунизма противопоставлена христианская вера. Отношение советских людей к православным ценностям выражено у Б. Акунина лексемами «грязь», «надругательство», «запустение»: «… члены экспедиции вошли в так называемый «верхний храм», который, очевидно, давно уже был заброшен. С пыльного иконостаса печально смотрели бородатые святые, которые в новой жизни были никому не нужны. С «Царских врат» кто-то соскреб позолоту. От люстры остался крюк на потолке. Ни окладов, ни светильников, ни утвари. Грязь, надругательство, запустение» [Акунин, 2017, 489]. Также следует отметить единицы, образующие в ИАК «Советский Союз» поле «Советская наука»: «В СССР существует целая система научно- исследовательских институтов, так или иначе занятых работой по выведению Нового Человека. Есть русское евгеническое общество<…>. Есть институт экспериментальной биологии в Москве, есть Институт мозга в Ленинграде, есть музей нового человечества и при нем Пантеон мозга, есть Институт экспериментальной эндокринологии и еще какой-то Институт пролетарской ингениологии, о котором мало что известно» [Акунин, 2017, 30]. Следует отметить наименование научных учреждений, связанных идеологемой «Новый Человек», среди которых особого внимания заслуживают понятия «евгеника» и «ингениология». Евгеника – учение о селекции применительно к человеку – была ориентирована на улучшение наследственных качеств человека. Ингениология связана с деятельность Г.В. Сегалина, изучавшего причины гениальности человека. Именно ему принадлежала идея создания института гениальности, где должны были

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=